search
main
0

Татьяна Волкова, библиотекарь Не читать – грех, или Как просто попасть в сказку

Про Татьяну Петровну Волкову дети сочиняют сказки. Вот одна из них. Однажды в библиотеку пришла девочка Вика. Она рассматривала красочные книги, стоящие на полках, и выбрала “Морозко”. Библиотекарь Татьяна Петровна с удовольствием выдала ей книжку.
А было это в новогоднюю, то есть в самую волшебную, ночь. И попала девочка Вика на площадь, где стояла высокая елка, украшенная фонариками, стеклянными бусами, игрушками. Здесь было много детей. Потом сюда на тройке в больших белых санях приехали Дед Мороз и Снегурочка. Они стали раздавать подарки из красного мешка. На радостях девочка побежала домой и потеряла книжку.
Но, к счастью, книжка попала к Деду Морозу. Он помог ей вернуться обратно в библиотеку. По пути книжка задремала, а когда проснулась, увидела возле себя коробку конфет с надписью “Счастливого Нового года” и услышала знакомый голос Татьяны Петровны.
– Вот так чудо! Новая книжка и коробка шоколадных конфет!
Татьяна Петровна решила, что это ее читатели решили так поздравить с Новым годом. Тут пришла заплаканная Вика. Она переживала о потерянной книжке. “В другой бы раз Татьяна Петровна ее пожурила, но в это утро она успокоила девочку. Она положила книгу перед Викой и погладила обложку, на которой был нарисован Дед Мороз. Вдруг обе переглянулись. И Вике, и Татьяне Петровне показалось, что Дед Мороз им хитро подмигнул”.
“А знаете ли вы, почему рядом с книжкой оказались конфеты?” – спрашивает четвероклассница Яна Ненилина, автор сказки. -Это потому, что Татьяна Петровна была ужасной сладкоежкой! И не жадиной! Все рождественские дни она угощала ребят, посещавших библиотеку, конфетами и удивлялась: “Почему же они не кончаются?”

Шесть лет работает Татьяна Волкова библиотекарем в школе села Горицы. Это километрах в семи-восьми от вологодского городка Кириллова – того самого, где стоит Кирилло-Белозерский монастырь, один из самых знаменитых русских монастырей. Родилась она в другом районе, в деревеньке Гора. Из Горы попала в Горицы. Почти вся ее жизнь в деревне прошла, дальше Вологды Татьяна Петровна нигде не была. И городской жизни она совершенно не представляет. Любовь к книге у нее с детства. Есть в русском психотипе одна особенность, яркая черточка – уважение и особое доверие к печатному слову. Долго говорить, почему так сложилось. Древнерусский алфавит был зашифрованной молитвой. Это у нас телеведущий и министр культуры Михаил Швыдкой полагает, что “без мата нет русского языка”. Как будто не различает высокую культуру и культуру “материально-телесного низа”. А ведь такое “неразличение” говорит о неумении понимать красоту, в том числе и русского слова…
Татьяна Петровна в детстве читала все подряд. Деревенский библиотекарь хвалил ее на школьных линейках. Было приятно. Точные науки давались ей плохо. До замужества Татьяна Петровна носила фамилию Хрусталева. Вспоминает, как учитель физики говорил, имея ее в виду: “Ну, драгоценная фамилия. К доске”. – “Я не выучила”. – “Двойка”. “Неточные” науки давались легче. После десятилетки поступила Татьяна Петровна в Вологодское областное училище культуры, которое при своем областном статусе располагалось в Кириллове. Сомневалась, боялась. Был большой конкурс. Родители не хотели. Но все прошло успешно. Через два года, когда закончился срок обучения, Татьяна Петровна осталась работать в училище.
– Наверное, какие-то надежды на меня возлагали. Только я не оправдала…
Не оправдала, потому что вышла замуж и родила двоих сыновей.
– Как же вы с мужем познакомились? – спрашиваю.
– Он мне сразу понравился, как только увидела. Дружили долго, три года. Он красиво ухаживал. Вышла с экзамена, а он подарил мне пять роз в баночке. Поехала я в Белозерск на практику, а он туда приплыл на лодке. Ночью…
Такая вот она, Татьяна Петровна, простосердечная и открытая.
Ее муж работал трактористом в совхозе, пока его не развалили. Награжден медалью “За трудовое отличие”. Он заядлый рыбак и прекрасный резчик по дереву, своими руками украсил дом, плетет из бересты. У Татьяны Петровны тоже есть увлечение – несмотря на суровый вологодский климат, она выращивает цветы.
Шли годы, и подрастали у Волковых дети. Завели корову. И поняла Татьяна Петровна: не переселится она в город из Гориц, не сможет. Не городской она человек. Выйдя замуж, она переехала в Горлицы, только на работу ездила в Кириллов, когда уже и дети в школу пошли. Как-то ей сказали, что в школе требуется библиотекарь. Согласилась.
Приходит 20 августа на работу, учебники, книги – все на полу. Капремонт в разгаре. “Трудно было, – вспоминает Татьяна Петровна об этих первых рабочих днях. – Приду домой и заплачу, зачем же я ушла из училища. Год работала, училище вспоминала. А теперь нет, мне нравится в школе…”
Библиотекарем Татьяна Петровна оформлена на полставки. Полную нельзя. К сожалению, в системе образования роль школьной библиотеки недооценивается. А ведь у нее огромный воспитательный потенциал. Будет ли он использован, зависит не только от библиотекаря, а от всего учительского коллектива, от директора, от того, как понимает он роль школьной библиотеки в воспитании, во внеклассной работе. Ведь это не только кабинет, где выдают учебники и книги. Татьяне Петровне, наверное, повезло. “Я бы ничего не смогла сделать, если бы не наш директор, учителя, классные руководители”. Ей удалось найти общий язык со всеми. И главное, она, библиотекарь, может всегда рассчитывать на их помощь.
Вот череповецкий комбинат “Северсталь” объявил литературный конкурс для детей. Пришла Татьяна Петровна в четвертый класс, объяснила, что времени мало, а работы нужно срочно подготовить. На следующий день ребята принесли стихи, а Яна Ненилина сказку написала. Эта отзывчивость Татьяну Петровну тронула до слез. Жаль, что всех нельзя было поощрить, условия конкурса таковы. Но Татьяна Петровна нашла выход. Все работы она подшила в одну папочку. Получилась самодельная книга. И заняла она в библиотеке одно из почетных мест. Такой “самиздат” – хороший стимул для детской творческой работы.
Библиотека в Горицкой школе небольшая: 182 читателя, включая учителей. Книжный фонд тоже невелик. Новых книг не хватает. Бывает, что дарят книги выпускники, родители, “Северсталь”, но это не решает проблем. Завидует немного Татьяна Петровна фонду районной библиотеки. “Там грех не читать”, – проронила она невзначай. Это жизненный принцип: не читать – грех!
Школа и библиотека зарабатывать не могут. Выкручивается Татьяна Петровна как может. Такой она человек, что не может сложа руки сидеть. Свои книги порой из дома приносит. Ветхие книжки сдала в макулатуру, на вырученные деньги выписала “Мурзилку”. Из хрестоматий и учебников, уже, как говорится, “морально устаревших”, вырвала страницы с отечественной классикой. Остальное, что не соответствует современным школьным программам, – в макулатуру. И сделала она с ребятами несколько брошюрок, которые наверняка пригодятся, переплела их.
Переплет – история особая. Как-то в районной библиотеке обратила Татьяна Петровна внимание, что некоторые книги очень качественно переплетены. Похвалила работу, спросила, кто делал. “Твой земляк делал, а ты не знаешь!” Оказывается, живет в Горицах свой мастер-переплетчик. Татьяна Петровна к нему. “Владимир Александрович, знаю, что у вас такой вот талант. Не поможете ли…” В хорошем селе – как в большой семье. Все не только все друг про друга знают, но и помогают. На том оно и держится. Откликнулся Владимир Александрович, пришел на следующий день. Посоветовались, как лучше отремонтировать книги. Татьяна Петровна хотела, чтобы это были брошюрки. По ее наблюдениям, детям так удобнее, взял конкретное произведение, а не сборник и читаешь. К тому же если в седьмом классе проходят сказки Салтыкова-Щедрина, а в десятом – “Господ Головлевых”, то если старшим школьникам выдать сборник, где и сказки, и роман, то младшим придется отказывать, обидятся. Делать обложки помогали ребята. Каждый, кто за это взялся, мог написать на обложке, что оформлял книгу именно он. И память о себе, и стимул для других.
Татьяна Петровна взялась вести библиотечный кружок: добавка к ее половинной ставке. Кружковцы готовят в школе разные мероприятия по согласованию с учителями, сценки ставят. Татьяна Петровна не считает и не считала, что обязана только книжки выдавать.
Проводили как-то в школе воспитательное мероприятие, посвященное профилактике курения. Татьяна Петровна подготовила инсценировку по Михалкову “Как Медведь трубку нашел”. Медведя ей пришлось играть самой. Кто-то принес ей шубу. Другому актеру, игравшему лесника, нашли спортивную винтовку. Татьяна Петровна намазала себе углем нос, он у Медведя должен быть черным. И вот шел Медведь по лесу, нашел трубку, закурил, стал болеть. Пришел к лесному доктору Дятлу. Тот посоветовал бросить. Послушался Медведь, стал сильным. Выступает в цирке (Татьяна Петровна изображала, как медведь поднимает тяжести) и, если чует, что от кого-то пахнет табаком, грозно рычит. Потом сценка эта обсуждалась вместе со зрителями, четвероклассниками.
У Татьяны Петровны в запасе много викторин и конкурсов на самые разные темы. Все аккуратно разложено по папкам. Целый методический капитал. Она собирает газетные вырезки, где идет речь о селе. Проводит библиотечные уроки, читательские конференции с обсуждением книг и нравственного поведения героев. Порой ее заменяют кружковцы, которым она может доверить что-то провести в младших классах. Она не идет на встречу с детьми с пустыми руками. И дети знают: в библиотеку можно не только за книжкой прийти, а поговорить, поделиться проблемами. Многое сглаживается благодаря ее энтузиазму.
“Нет такого звания, в котором нельзя было бы угодить Богу”, – утверждал один духовный писатель. Зажги маленький огонек, и он внесет свет во многие души, которые нуждаются в нем. “Я знал одного сапожника, который… урвет свободный час и, глядишь, чинит чьи-нибудь сапожишки. Кроит детские башмаки. Это для какого-нибудь “голого” из соседнего дома. Он обшивал почти всю бедноту на его сплошь убогой улице. Знал я старушку, которая всю жизнь провела в том, что из выпрошенного у кого-нибудь старого “спорка” или платья шила кофтенку для какой-нибудь чужой Катьки или Маньки. Они в своем звании делали великое Божье дело”. Людям очень нужны ласка и отзывчивость. Мне кажется, Татьяна Петровна делает свое маленькое дело именно так, на совесть и с любовью. Душевное тепло, обаяние, уважение к детям сполна заменяют ей педагогическое образование. За эти качества ее уважают. И поэтому от ее труда тепло и светло другим. В знак признания и хорошей работы школа представила Татьяну Петровну к награждению Почетной грамотой Министерства образования.
Виктор БОЧЕНКОВ
с. Горицы, Кирилловский район, Вологодская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте