Программа по привлечению педагогов в сельскую местность называется “Земский учитель”. Почему? Возможно, романтический образ народного учителя из прошлого как-то скрасит прагматичность современной формулы “деньги в обмен на обязательства”.
Вряд ли есть сходства такого педагогического или даже государственного явления как “земский учитель” на рубеже XIX- XX веков с одноименной программой в XXI веке, кроме самого названия. Чтобы убедиться в этом, можно обратиться к отечественному опыту, наработанному более столетия назад. Полезно заглянуть в другие эпохи, чтобы оценить смысл событий, происходящих сегодня.
Земскими учителями прошлого были выходцы из разночинной молодежи, молодые люди из семей зажиточных крестьян или сельских священников. Многие из них, увлекаемые общей романтикой демократических реформ в конце XIX века, отказывались от карьеры, от комфорта городской жизни и выбирали путь служения делу образования крестьянских детей.
Это был профессионально-нравственный выбор, не имеющий ничего общего ни с советским принудительным распределением выпускников вузов, ни с участием в современной программе за большое государственное поощрение. Земский учитель был настоящим подвижником, осознающим, что ему отводится особая роль, выходящая за рамки непосредственной педагогической деятельности. Не случайно за званием сельского учителя в дореволюционной России закрепился эпитет “народный”. Заработная плата земского учителя вполне позволяла ему скромно существовать. Стандартный заработок в начале XX века составлял 364 рубля в год. В материальном отношении положение учителей в земских школах было значительно выше, чем их коллег из церковно-приходских школ, которые получали 120 рублей в год, а священнослужители за преподавание в школе и вовсе получали 30 рублей в год. Вместе с тем земские учителя зарабатывали существенно меньше, чем их привилегированные коллеги в гимназиях: жалованье учителя гимназии составляло от 750 до 1500 рублей в год при меньшей учебной нагрузке.
В 1898 году журнал “Школьное обозрение”, останавливаясь на характеристике черт “действительно народного учителя” выделял такие: “Умелый хлебопашец, опытный садовник и огородник, знающий свое дело строитель жилых помещений, ближайший советник крестьян в бытовой жизни”.
У нас в Карелии подобные подвижники среди сельских учителей тоже, конечно, были. Настоящие народные учителя, видевшие свое предназначение не только в том, чтобы быть носителем первоначальных знаний, а еще и том, чтобы быть своеобразным “светильником” в деревенской глуши.
Регулярная и подробная переписка с начальством учителей, в разные годы работавших в Пряжинском земском училище, свидетельствует об их подвижническом и бескорыстном служении. Они обращаются то с ходатайством об открытии ночлежного приюта для приходящих из деревень детей, то с просьбой снабдить учебное заведение книгами “религиозно-нравственного и нравоучительного содержания”.
Например, учитель Пряжинского земского училища Т. Леонтьев в феврале 1901 года обращался к инспектору народных училищ Петрозаводска с просьбой открыть столярно-токарный класс с одной лишь целью – продлить деревенское детство своих воспитанников. Он пишет в ходатайстве: “…Крестьяне говорят, что они тогда своих детей будут держать дольше в школе, т.е. не будут брать детей из училища раньше окончания курса, так как это явление наблюдается у нас уже несколько лет. Так, в нашем Пряжинском училище в течение последних трех лет не было ни одного выпуска, и теперь в третьем отделении только один ученик, который также может быть с наступлением весённих дней уйдет из училища. А посему крестьяне при обучении ремеслу будут держать своих детей дольше в училище, так и потому, что наши крестьяне еще очень мало развиты, и польза учения ими еще не совсем осознана, а польза ремесла им вполне понятна”.
На рубеже XIX- XX веков Пряжинским училищем заведует учитель Матвей Дмитриевич Митрашкин, талантливый педагог, с именем которого связано много интересных начинаний. Школьный хор, народные чтения, открытие библиотеки-читальни… Как писал сам М.Д. Митрашкин: “…Жизнь школы не мертва, а живет, кипит ключом, и не только учит, но и воспитывает”.
Конечно, не стоит идеализировать педагогический опыт прошлого. И столетия назад были серьезные сложности в обустройстве сельской школы. Но знание лучших образцов былого опыта помогут избавиться от слепого копирования внешних форм и проникнуть в содержание нестареющих педагогических идей, так необходимых нам в реализации современных проектов.
Если хотя бы единицы из тех 19 педагогов, которые прибудут в сельские школы Карелии по программе “Земский учитель”, не просто “закроют вакансию”, а смогут, по выражению русского мыслителя начала ХХ века Василия Розанова, “зажечь местность деятельностью”, проект можно считать успешным.
Об авторе:
Татьяна Сеппянен – представитель Ассоциации сельских школ Карелии, победитель регионального конкурса “Учитель года Карелии”-1995.
Фото Марии Голубевой из архива “УГ”
Комментарии