search
main
0

Татьяна ПОГОСОВА: Тренинг моя возможность – оставить свой след на Земле…

В N26 “УГ” за 25 июня мы коротко рассказали о новой для России форме образования – тренингах. Тренинг – это кратко-срочное интенсивное образование для взрослых, очень популярное во всем мире. Существует множество видов тренингов. Среди них и тренинги личностного роста, которые проводит образовательный центр “Шаг в будущее”.
В основе тренинга личностного роста – определенный философский взгляд на мир, касающийся экзистенциальных вопросов. Кто я? Какой я? В чем смысл моей жизни? Каково мое предназначение? Что такое быть человеком? Свободен ли я? Свободен ли я выбирать? Что определяет ход моей жизни? Как я влияю на мир?
Тренинги популярны потому, что дают очень быстрые результаты. Крайне важно, чтобы люди поверили в свои способности создавать нечто значимое для себя. Задача тренера – организовывать ситуации, в которых люди могут увидеть себя со стороны, помещать их в такие условия, когда необходимо принимать решения, делать выбор. На обычных уроках этому не научишь. Тренинг – это в основном практические занятия.
За время, прошедшее после первой публикации, мы получили письма с вопросами, адресованные тренеру Татьяне Погосовой. Также мы попросили Татьяну ответить на вопросы редакции. Разговор начался с очень важной темы – роли учителя в современном обществе.

Татьяна Погосова. Цветы от почитателей

Роль учителя сегодня особенно важна. Мы живем в очень быстро меняющемся мире. Мир меняется, и людям приходится отказываться от старых представлений гораздо чаще и быстрее, чем раньше. Нам надо уметь забывать старое, не только учиться, но и… разучиваться. Потому что жить качественно можно только если ты готов вписываться в быстро меняющийся мир. А ведь он будет меняться еще быстрее! Все этому способствует. Если раньше, например, чтобы передать информацию, нужно было посылать гонца из одной страны в другую, теперь этого не требуется. Новое возникает одновременно в разных точках. По этому принципу живет весь цивилизованный мир. Скоро это будет по всей России, а не только в крупных городах.
Мы наблюдаем, что подростки опять ринулись учиться. Я часто тренирую студентов. Радуют цели, которые они ставят перед собой. Не просто сдать сессию, потому “что есть “хвосты”, а сдать “на отлично”, учиться хорошо, закончить с “красным” дипломом, найти работу, отвечающую профессиональным устремлениям. Молодые люди осознанно выбирают институты, и не потому, что родители заставили. Они думают о будущем. Образование опять стало важной частью нашей жизни.
Общество проходит сложный, болезненный период. Нам нужно забыть многое из того, чему нас учили 70 лет. Но за это приходится платить. Великое не создается без потерь. Я думаю, все происходящее в отечественном образовании – плата за наше вступление в цивилизованный мир. Но я верю, что ситуация изменится. Вспомните, люди уезжали в эмиграцию не ради хорошей жизни, а чтобы дать детям приличное образование. Сейчас, мне кажется, немногие уезжают ради образования детей. Его можно получить и здесь. И отправить детей учиться куда угодно. Все мамы сейчас обеспокоены, в какую школу отдать ребенка, какие у него будут педагоги…
Еще чуть-чуть, и мы начнем абсолютно осознанно вкладывать деньги в образование, начнем отказываться от тех педагогов, которые нас профессионально не устраивают… И школа поднимется на новый уровень.
Иной тенденции быть не может. В обществе есть острая в этом потребность. А если есть потребность, кто-то начнет ее удовлетворять. Это неизбежно. Скоро количество перейдет в качество.
– Как учителю, особенно в нынешнее непростое время, обрести уверенность в себе?
– Странный вопрос – “как?”. Я заменю его другим – “ради чего?”. Мне кажется, единственная возможность приобрести уверенность в себе – это понять, ради чего? Другими словами, определить смысл своей работы, выбрать его для себя и ему следовать.
Наши лидерские программы (лидерские программы – третья ступень тренинга личностного роста. – Н.С.) организуют общественные проекты. Иногда в поле нашего зрения оказываются детские дома. Есть две категории детских домов, как мы заметили. В одних директора верят в то, что они делают, и делают все, что от них зависит, чтобы с их воспитанниками было все в порядке. Дают профессиональное образование, везде их возят, сами находят спонсоров, проходят “сквозь стену”, делая невозможное. Они знают, ради чего они это делают. Как ни странно, таким детским домам даже помогать не нужно. Они справляются сами, и это очень радует!
А есть такие, которые считают, что все им обязаны. Они и так выполняют свой долг, и с такими трудными детьми работают, поэтому все должны носиться с ними и жалеть их. Туда сколько ни вкладывай, ничего не изменится. Эти детские дома дают список того, что им нужно (иногда на тысячи долларов!), и при этом сами не делают ничего! Они думают, что сами ничего добиться не смогут. На самом деле все возможно! Надо только перестать думать, что вам все должны. Самое главное, повторю, – понять, ради чего все это делается. Мы на тренинге говорим о двух позициях: позиции “жертвы” (“мир мне обязан”, “я слаб”, “я завишу от людей и обстоятельств”, “я несчастен…”) и позиции авторской – “я сам все в своей жизни создаю”.
Это вопрос смысла жизни. Пойми, в чем твое предназначение, ради чего ты это делаешь. И вперед. Я тренировала педагогов, которых не устраивала школа. В конечном итоге многие организовали свои школы. Это мог сделать практически каждый! Но каждый ли был готов бороться с бюрократией, находить деньги, искать учеников?..
Итак, как приобрести в себе уверенность? Прежде всего не считать, что все тебе что-то должны или чем-то обязаны. Просто нужно понимать, что ты – важный человек, который знает, ради чего делает свое важное дело. Это то, чему я учу людей на тренинге.
– Но учителю сейчас так тяжело! Зарплата маленькая, платят не вовремя… Как преодолеть синдром социальной незащищенности?
– Моя задача на тренинге – сделать людей уверенными. Я умею это делать – знаю, какие вопросы задавать, какие упражнения давать… Это моя кухня. Могу ли я сделать людей уверенными, если я сама неуверенная? Даже если произношу правильные слова? Ответ – никогда! У меня должна быть внутренняя сила и уверенность в том, что я делаю что-то важное для других. Я не могу научить людей быть достойными и значимыми людьми, если сама не чувствую себя человеком значимым в этом обществе.
Только уверенные люди дают качественные результаты – на любом уровне. Люди, уверенные в своей любви, создают любящие отношения. Люди, уверенные в том, что у них получится, проходят “сквозь стены”. И так далее.
Любая работа должна оплачиваться. И оплачиваться достойно. Каждый человек на Земле достоин иметь самые лучшие отношения, достоин жить в самом лучшем для себя месте, достоин иметь самую лучшую для себя работу… Общество устроено так, что наша работа оценивается в некоем денежном эквиваленте. Как я могу научить людей быть значимыми, если я сам нищий, несчастный, жалкий, еле-еле свожу концы с концами? Люди обязательно должны требовать! Более того, это единственное, что учитель может сделать. В Библии сказано: “Возлюби ближнего как самого себя”. Мне раньше это было не совсем понятно. Все мы выросли в разговоре вокруг нас: “себя любить нельзя!”, “ты себя слишком сильно любишь!” и т.д. Это глупость. Я не могу любить другого, пока не научусь любить и уважать самого себя. Иначе вы “жертва”. Педагог не может быть “жертвой”! Он не может жертвовать своей семьей. Уже другое время, другое мышление. И то, что люди требуют, говорит о том, что они считают себя достойными, значимыми. Правильно требуют, и их услышат.
Учитель мог бросить школу и заняться чем-то другим. А он продолжает учить! Он оставляет след в душах детей. Это задача учителя.
В качестве примера на тренинге я привожу вьетнамскую войну. Известно, что она была остановлена силой общественного мнения. Консервативное американское правительство было вынуждено вывести войска из Вьетнама под его давлением. Это исторический факт. Каким же надо ощущать себя сильным, чтобы требовать у своего правительства!
Люди, которые требуют, понимают, что такое демократия. Это не то, что спускается сверху. Демократия – это голос народа. Да, все получается не сразу. Количество переходит в качество. Повторю, нельзя жертвовать собой и своими близкими. Нужно не жаловаться, а требовать, заявлять, что важно. Не скулить, а идти к тем, от кого зависит решение проблемы. Разговаривать, создавать договоренности. Требовать, чтобы договоренности выполнялись. В этом мире добиваются чего-либо люди, которые действуют. Те, которых слышно.
– А как учителю лучше справляться со стрессовыми ситуациями?
– Это философский вопрос. Я, казалось бы, учу людей справляться со стрессовыми ситуациями. Большая часть человечества живет, погрузившись в некую иллюзию, что жизнь должна быть удобной, ровной, комфортной, радостной, спокойной и т.д. На самом деле это не так. Но люди не хотят расставаться со сладкой сказкой, и непонятно почему. Разумные, образованные, эффективные люди, мы продолжаем пребывать в иллюзии, что жизнь нам должна.
На самом деле жизнь опасна и трагична. Поэтому мы все время недовольны, что реальность не совпадает с нашими надеждами. Для меня стресс – составная часть жизни, абсолютно естественная и нормальная. Я бы сказала, жизнь сама по себе – большой стресс. И нужно понимать, что она опасна и трудна, что наша задача – проходить через все превратности судьбы, все неприятности. Просто проходить. Нельзя испытать радость, не испытав боли. Боль – обратная сторона радости. Если ты не позволяешь себе чувствовать боль, то не почувствуешь и радость.
Мой единственный способ вписаться в жизнь – окунуться по полной программе в то, что называется стрессовой ситуацией. А вообще стрессы всякие бывают. Что такое стресс? Каждым человеком он воспринимается по-разному. Мы пришли в этот мир, чтобы учиться. Основная задача человека – научиться быть эффективным в любой жизненной ситуации. Это значит быть гибким, принимающим, человеком действия, поступка, выбора… Все время учиться и учить этому других.
Стресс нам дается по какой-то причине. Поскольку я верю, что человек притягивает какие-то обстоятельства и создает ситуации сам в своей жизни, что если у меня стресс, значит, я спровоцировала его, позволила, создала. И моя задача с ним разбираться. Я не могу ответить на вопрос, как выходить из стресса. Пожалуй, есть только один ответ: у каждого есть свой способ, это индивидуально. Чем он может быть вызван? Куда смотрит, например, хороший криминалист? Он не просто разбирается с уликами – он ищет первопричину того, что произошло. И моя задача как тренера – тоже смотреть в первопричину.
Общий совет – решите, что стресс дан вам как некий урок. Посмотрите, почему это произошло. Не ищите причину вовне, ищите в себе. И всем вашим проблемам найдется объяснение: и конфликту с директором, и слабой дисциплине в классе… Найдите причину, поймите, что вы можете на нее повлиять, и примите решение. Прямо сейчас. Не откладывая.
– Поговорим о командной работе. Как учителю ужиться в коллективе?
– Преподавательский коллектив ничем не отличается от другого коллектива. Вообще что отличает группу людей от команды? Команда – это людей, объединенные одной целью, нужные друг другу для достижения своей цели. Как учителям стать командой? Найти общую цель школы – большую, чем какие-то показатели. Какую школу эти люди хотят создать? Что изменить в образовании? Нужно принять, что учителя нужны друг другу для достижения своей большой цели. Известно, чем разнообразнее структура или система, тем она стабильней. К сожалению, в любой команде есть тенденция “всех грести под одну гребенку”.
У меня есть истина, которая пришла ко мне от моего учителя! Для того чтобы быть командой, необязательно любить друг друга, дружить. Даже, в общем-то, не надо понимать друг друга, не надо доверять. Надо иметь общую цель и принимать друг друга такими, какие мы есть. Уметь принимать особенности других. Выработать цель – полдела. Взрослые умные люди могут об общей цели договориться. А дальше принять, что люди разные, у них разные способы и методы. Если кто-то делает что-то не так, как я, это вовсе не плохо! Это просто другой способ достижения того же, к чему стремлюсь и я.
– Татьяна, а ты сама разделяешь жизнь и тренинг? Кира Муратова в одном из интервью сказала, что ее радость, ее свобода – искусство. А повседневность ей враждебна…
– Я по себе знаю, что она имеет в виду. Фрейд назвал бы это сублимацией. Очень многие женщины делают работу способом избегания жизни. Это хорошее оправдание, и я не могу сказать, что в моей жизни такого не бывает. Но я стремлюсь жизнь не делить и не дробить. Если я в зале тренинга буду придерживаться одной позиции, а в своей повседневной жизни ее отрицать, то это будет для меня нецелостно, негармонично. Хотя я разный человек в зале и в своей жизни. В зале я более решительная, более агрессивная, более последовательная…
– Тренинг идет четко по сценарию?
– Не совсем. Я могу сказать и “да”, и “нет”. У меня есть роль, но я как актер, который одну и ту же роль может сыграть по-разному. И я играю по-разному. Например, моя степень свободы на сцене сейчас несопоставима с той, что была, скажем, лет пять назад… У меня есть вектор, тема, и я как джазовый музыкант могу импровизировать…
– А учитель на уроке?
– Хороший учитель всегда свободен. Он понимает, что нужно в данный момент. И он действует в рамках задачи, стоящей на уроке. Гибкость – это отличительная черта любого свободного человека. Свободный человек умеет перестраиваться мгновенно. Может быть, иногда эффективнее остановить урок, прекратить объяснять новый материал и поговорить о том, что происходит с учениками. Если на них что-то давит, то слушать они не будут.
Но чтобы обрести эту степень свободы, нужно очень много работать.
– Ты абсолютно уверена в себе, когда ты на сцене?
– У меня нет другого выбора. Но я живая, и мне свойственно сомневаться. Любое решение неоднозначно. Нужно все взвесить, изучить. Решение надо принять.
– Ты сразу чувствуешь, когда ошибаешься?
– Как правило, сразу. Но сразу же ошибки свои отслеживаю и начинаю исправлять. Все идет естественно.
– А как же актерство?
– Одну и ту же роль можно сыграть по-разному. И, конечно, я вхожу в зал со своей жизнью, своими эмоциями и чувствами.
У меня есть главный жизненный принцип, который я привношу в тренинг. Я считаю, что все жизненные ситуации выбраны нами, и мы должны извлечь из них какие-то уроки. Когда я говорю “уроки”, это не значит, что мы что-то поняли и все! Это значит – поняли, приняли новое решение и так или иначе воплотили его в жизнь.
Известно если что-то не отрабатывается, то ситуация возникнет снова, причем в более отягощенном, возможно, даже трагическом варианте. Одни и те же люди встречаются на жизненном пути снова и снова, опять нас обманывают и т.д. Не лучше ли решить все сразу? Надо выяснить, почему, например, я притягиваю определенный тип людей, определенные ситуации? Я выработала для себя привычку, некий навык – относиться к каждой жизненной ситуации как к возможности моего роста. Все настоящее идет через трудности, через дискомфорт.
– Ты часто говоришь, что не считаешь себя учителем… Но разве не возникает у тебя мысль, что ты что-то лучше всех знаешь, лучше понимаешь?
– Действительно, я не учитель. Я не знаю науку жизни. Я точно так же исследую свою собственную жизнь. Учитель знает физику, химию , владеет неким объемом знаний. Я не знаю, что значит “правильно”. Кроме главного – идеи выбора, идеи свободы. Я стараюсь внедрить в сознание людей:
1) люди свободны;
2) люди свободны выбирать;
3) свободны выражать свои мысли и чувства;
4) выбор есть всегда;
5) мы отвечаем за последствия каждого своего выбора, за все, что происходит в жизни;
6) хотим мы этого или нет, но мы влияем на это.
Вот это моя генеральная линия, в рамках которой я работаю. А сколько всего за рамками, за пределами тренинга! Какие такие особые знания, какая истина в последней инстанции? Даже близко этого нет.
– Читатели спрашивают: не противоречат ли тренинги христианству, истинной религиозности?
– Не противоречат. Помощь людям, их развитие – дело богоугодное. У нас занимались люди из духовных академий, и, как они потом говорили, вера их стала глубже.
Я уважаю религиозные чувства. Но эта часть жизни не входит в нашу работу. Общение с Богом – вещь очень личная. Эту тему, мне кажется, нельзя вносить в общие разговоры.
– Существует такое мнение, что после прохождения курса тренинга человек сначала испытывает эйфорию, а потом погружается в депрессивное состояние, так как в команде и от тренера он получает мощную энергетическую подпитку, которую не всегда может получить в повседневной жизни.
– Есть вещи длиною в жизнь. Это вопросы глубинных ценностей. Их не решишь однозначно раз и навсегда, потому что жизнь наполняет их разным смыслом в разные моменты. На тренинге дается механизм или стратегия, к которой также имеет смысл все время возвращаться. Тренинг как будильник: если вы хотите, чтобы он вас будил, его надо регулярно заводить. У некоторых вырабатывается привычка: что бы ни происходило, “просыпаться” в определенное время.
Мы не обещаем нашим участникам автоматической счастливой жизни после прохождения тренинга. Так не бывает – тренинг прошел и жизнь сразу поменялась. Рост и развитие – процесс вечный. Если мы считаем, что в росте и развитии есть конечная точка, то это не рост и развитие.
– Татьяна, что привело тебя в тренинг? Почему тебе захотелось этим заниматься?
– Я увидела, что, во-первых, люди профессионально работают. Для меня профессиональная работа всегда была очень важна. Во-вторых, я поняла, что тренинги действительно помогают людям. Сейчас я думаю: это моя миссия, моя возможность оставить след на Земле.
– Скажи, а ты не устаешь ежедневно впускать в себя чужую жизнь? Ведь бывает так, что нет сил…
– Конечно, бывает трудно. Но я профессионал. Я сочувствую, переживаю, но моя позиция остается нейтральной, беспристрастной. Иначе нельзя.
Что касается сил… Давно известно, чем больше ты отдаешь, тем больше в тебе ресурсов. Нельзя себя щадить. Потом – это моя работа. Да, случается и плохое настроение, и что-то в жизни не так, и несобранная я, но есть дело, мое жизненное предназначение. И кого вообще интересует мое настроение? Я выхожу в зал и работаю. Вот и все.

Наталья САВЕЛЬЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте