Выдающийся советский психолог С.Л.Рубинштейн отмечал: «Чтобы понять сущность личности, нужно ответить на три вопроса: что хочет человек, что может, что он есть?» Я пыталась найти ответы на эти вопросы, исходя из своей профессии. «Что я хочу получить от своей профессиональной деятельности? Каковы мои цели, потребности, мировоззрение, убеждения? Что я умею?» – это вопросы о моих способностях, общих и специальных; «Что я могу?» – о моем характере, ведь можно многое желать и на многое быть способным, но не достичь успехов в жизни и профессии из-за особенностей характера, который определяет нравственное и волевое отношение к себе, людям, миру.
Главная цель, к которой я стремлюсь, – достижение вершины профессиональной зрелости и психического здоровья каждого ребенка. Но наши дети не похожи один на другого. Почему так получается? Этот ответ я нашла в трудах Ирины Дубровиной: «Главное, чтобы человек прожил свои детство и юность полноценно с точки зрения психического развития, а это значит, что со дня рождения следует организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы у него были условия для полноценной реализации возможностей развития на каждом возрастном этапе». Я, как педагог-психолог детского сада, стою у истоков и не имею права на ошибку.Мое стремление в профессии – это роза с ярким, красивым бутоном, излучающая аромат. Но роза не была бы розой без шипов. Невозможно стать прекрасным цветком без их наличия. Чем прекраснее и могущественнее бутон, тем массивнее и острее шипы. Ведь шипы – это все мои ошибки, раны, это мои трудности и преодоления, без которых, к сожалению, никогда не достичь профессионального успеха. Шипы – это лестница, которая ведет все выше и выше к бутону мастерства. Для кого-то она будет легко преодолимой, без особых препятствий, но неудивительно, если бутон окажется с сухими поредевшими листьями, поникшим и без аромата. Такой цветок не принесет счастья и радости ни самому себе, ни тем, для кого он создан. И большая ответственность лежит на мне: не только вырасти личностно и профессионально, но и делиться этим с окружающими. Через тернии – к звездам, через шипы – к бутону.Дети тоже похожи на розы. Только у них все наоборот. Чем больше мы вкладываем в ребенка, чем больше даем ему внимания, заботы и любви, тем прекрасней его бутон и тем меньше его шипы. Ведь в них нет никакой надобности. Ему не от кого защищаться, он смотрит на мир широко открытыми глазами, доверяя ему, он добр и любим. Детям, которым мы, взрослые, мало уделяем внимания, больше похожи на некрасивый бутон с острыми шипами. А мы им очень нужны. Мы должны показать, как любить, что значит быть добрым, сделать так, чтобы ребенок ощутил свою значимость в жизни.Шипы педагогического мастерства очень остры и причиняют много боли. Работая с ребенком, приходится проходить вместе с ним через боль и страдания. Вспомню хотя бы адаптацию ребенка к детскому саду. Нужно помочь ему вынести все его сомнения, боль, слезы, отчаяние, страхи, важно уметь не сопереживать ребенку, а сочувствовать, то есть понимать его чувства, но не проживать с ним его боль, иначе мы просто не сможем помочь ему, а вместе с тем и себе. Мы, педагоги, именно те минеральные вещества, та влага и солнце, от качества которых зависят жизнь и красота цветка, ведь мы взращиваем будущее поколение, поколение великой и сильной страны.
Комментарии