Поручение Владимира Путина по реализации нового проекта модернизации образования имеет очень серьезное социально-экономическое обоснование. Эффект всех мер, направленных в последние годы на повышение зарплаты учителей, в том числе в рамках КПМО и введения НСОТ, был практически исчерпан во многих регионах к середине 2010 года. В большинстве субъектов Федерации разрыв между зарплатой в образовании и средней зарплатой в экономике в 2010 году увеличился и по сравнению с 2008-м, и по сравнению с 2009 годом. Это был серьезный сигнал, о котором мы информировали Председателя Правительства РФ и Администрацию Президента РФ. В результате принятых мер по повышению оплаты труда учителей и других педагогических работников школ в период с января по июль 2011 года примерно в 80 процентах субъектов РФ были увеличены ставки и оклады либо одновременно ставки, оклады и стимулирующие выплаты. А в 20 процентах регионов власти приняли жесткое решение увеличить только стимулирующую часть оплаты труда.
В рамках проекта модернизации региональных систем общего образования, реализация которого предусмотрена в 2011-2013 годах, перед субъектами РФ поставлена задача довести среднюю зарплату учителей до уровня средней заработной платы по экономике в каждом конкретном регионе. По соглашениям, заключенным между Министерством образования и науки РФ и регионами, 41 субъект РФ принял обязательство уже в сентябре текущего года выйти на этот уровень, 38 регионов приняли решение поднять зарплату на 30 процентов, и 4 субъекта взяли обязательство в сентябре поднять зарплату учителей до уровня, несколько превышающего среднюю зарплату по экономике. Это Саратовская, Ивановская области, Республика Тыва и Москва. С учетом того, что до сих пор процесс повышения зарплаты учителей шел в разных регионах по-разному, средства на ее доведение до средней по экономике потребовались также очень разные. В 37 субъектах понадобилось повысить среднемесячную заработную плату на 5-30 процентов, а в Калужской, Пензенской, Липецкой областях и Республике Калмыкия – от 30 процентов и выше.Настораживает то, что в 6 субъектах Федерации, судя по предполагаемым мерам, не удастся выполнить взятые обязательства по повышению среднемесячной зарплаты учителей в сентябре на 30 процентов только за счет увеличения фондов оплаты труда. Там придется решать проблему и за счет оптимизации образовательных учреждений и штатов.Повышение заработной платы учителей планируется осуществить следующим образом: 44 субъекта РФ собираются увеличить ставки и оклады. 20 субъектов РФ намерены повысить как ставки, оклады, так и стимулирующие выплаты. И 18 субъектов приняли тревожное решение направить дополнительные деньги только на стимулирующие выплаты. В этих регионах возрастает вероятность неоправданных ожиданий и дополнительного напряжения в школах, потому что может появиться значительная часть учителей, которая никакого повышения зарплаты от реализации этого проекта не получит.Очень важно сейчас оценить, какие же изменения в уровне оплаты труда произойдут в других видах учреждений: дошкольного, дополнительного образования детей, НПО, СПО. Нас очень тревожат сигналы из некоторых регионов о том, что на фоне сентябрьского повышения зарплаты учителей для других педагогических работников оно не предусмотрено вообще либо переносится на следующий год.Поскольку в Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2011-2013 годы были внесены наши предложения по совершенствованию оплаты труда, на федеральном уровне принято решение о проведении дополнительной индексации зарплаты работников федеральных бюджетных учреждений с октября текущего года на 6,5 процента. А вот информация, которую мы сейчас имеем по дополнительной индексации зарплаты в государственных и муниципальных образовательных учреждениях: в 60 процентах субъектов РФ предусматривается повышение фондов оплаты труда административно-управленческого и прочего (кроме учителей) педагогического персонала в школах, менее чем в 50 процентах регионов – в НПО и СПО, и в 70 процентах регионов – в дошкольных образовательных учреждениях. У нас есть опасение, что дополнительная индексация в этом году в некоторых регионах может не состояться. Как правило, существует корреляция между обязательствами по повышению зарплаты учителям и принятием решений по повышению зарплат других категорий работников в сфере образования. Но эти решения зависят даже не столько от состояния региональных и муниципальных бюджетов, а в первую очередь от выбора приоритетов региональной властью.Сейчас средняя зарплата в экономике России – 24 тысячи рублей. Она практически сравнялась с величиной минимального потребительского бюджета, рассчитанного по методике, которая далека от научно обоснованной. А нам в образовании, где средняя зарплата не превышает пока 14,7 тысячи рублей, предстоит пройти непростой путь, чтобы она хотя бы сравнялась с минимальным потребительским бюджетом. И мы продолжаем настаивать на том, чтобы в условиях повышения ответственности учителей за реализацию всех задач, связанных с модернизацией общего образования, уровень оплаты их труда пусть поэтапно, но неизменно возрастал. При этом требуется решить другую важнейшую задачу, связанную с преодолением неоправданных различий (более чем в 5-8 раз) в уровне оплаты труда учителей примерно равной квалификации, выполняющих работу одинаковой сложности и ответственности. Речь идет не о разнице по регионам, которая связана с природно-климатическими условиями проживания и установленным порядком компенсаций. Речь идет о проблемах дифференциации в оплате труда учителей в регионах, где при примерно одинаковой стоимости жизни она не может быть объяснима ничем иным, кроме как уровнем наполнения региональных бюджетов и избранными приоритетами власти в реализации социальной политики.Давно настало время для того, чтобы Правительство РФ реализовало предоставленное ему Трудовым кодексом РФ право на установление базовых ставок заработной платы и должностных окладов по всем профессиональным квалификационным группам должностей в учреждениях бюджетной сферы как минимальных федеральных гарантий по оплате труда работников. При этом важно, чтобы базовый оклад по первой профессиональной квалификационной группе должностей (для работников неквалифицированного труда) был установлен на уровне определенного федеральным законом МРОТ, который затем будет возрастать до величины прожиточного минимума.Полагаем, что в последующем необходимо начать поэтапный переход к повышению зарплаты педагогических и других работников образования на основе введения отраслевых социальных стандартов оплаты труда, определенных на основе восстановительного потребительского бюджета работников с учетом тяжести, сложности и специфики условий труда.
Комментарии