Наступал вечер. За последние три часа пути мы не встретили ни одной деревни. Где же она, эта странная Тереботунь? В этот момент идущий со мною рядом девятиклассник Миша спросил: «А зачем вы водите нас в походы?».
И правда – зачем? Мише я сразу сказала, что вопрос поставлен неверно: не «Вы водите нас в походы», а «Вы ходите с нами в походы». В этом уточнении – целых два принципа нашего туристического движения. Во-первых – никакой имитации, «игры в поход» по «неизведанным» маршрутам. Маршруты чаще всего – действительно неизведанные, проложенные по картам (которые часто ошибаются), по рассказам бывалых людей. Часто проезжаем предварительно хотя бы часть маршрута на автомобиле, проверяя наличие источников воды, направление движения. Но не везде есть дороги, по которым проедет машина, поэтому не столько «ведем» детей в поход, сколько «идем» с ними в поход.
И это – второй наш принцип: все равны, мнение каждого учитывается, все понимают, что без взаимной поддержки здесь просто нельзя, а любая попытка увильнуть от дела оборачивается неудобством для всех. Вот я и начинаю отвечать на главный вопрос Михаила – «зачем?». Поход похож на цепочку, которая связывает не только населенные пункты, но и людей, времена, религии. Поход позволяет решать одну из главных жизненных задач – понять, что человек только тогда человек, когда он – «вместе». Современная цивилизация, ориентируясь на индивидуальность, людей разделяет, теряется очень важное ощущение единства человечества на маленькой Земле, несущейся в пространстве. В походе цепь, связывающая нас, становится наглядной. Конечно, у каждого похода есть четко сформулированные цели. Вот, например, лингвистические экспедиции. В них мы собираем информацию о названиях населенных пунктов, природных объектов – лесов, речек, ручейков, прудов, полей, оврагов и т.д. Но этот процесс сбора информации удивительным образом укрепляет нашу связь с очень далекими нашими предками. Название может увести нас во времена Смуты, монгольского ига, и даже в те далекие времена, когда в центре России жили финно-угорские племена.
Первой точкой на карте нашего похода в Тереботунь было Новое село. Нашли мы его с трудом – только по куполу полуразвалившегося храма, спрятавшегося почему-то в низине, а не гордо высившегося, как принято на Руси, на холме. Едва ли не единственная жительница этой деревни рассказала о том, что когда-то здесь был очень большой населенный пункт с сотнями домов, библиотекой, школой, магазином. А почему село – Новое? Недалеко от него – холм со странным названием Городок. Легенда рассказывает страшную историю о том, что в Смутное время польско-литовский отряд напал на существовавшую здесь деревню и уничтожил почти всех её жителей. Оставшиеся в живых насыпали над этим массовым захоронением холм, а дома себе построили рядом. Получилось Новое село. И как вы думаете, когда ребята почувствовали связь времен – на уроке, где было интересно, но как будто не про нас, или здесь, перед этим холмом, где археологи действительно нашли многочисленные останки людей XVI –XVII вв.? И когда они поняли, что важно не просто произнести название, а вдуматься в его происхождение? А поняв, сами предположили, что и название «Ляхово» вполне может быть связано с тою же Смутой, а «Ордынка» – с монгольским игом.
Конечно, не все так очевидно; над многими названиями надо не просто размышлять, но и немало потрудиться со словарями, специальной литературой. Например, название деревни Ластома местные жители истолковывают очень просто – «ласточек здесь много было», или – «жили тесно, дома, как ласточкины гнезда, рядом друг с другом стояли». А на самом деле это слово, свидетельствует о том, что здесь жили некогда предшественники славян – финно-угры. Вот и еще один ответ на вопрос Миши – «зачем?»: поход – не единовременная акция, он непременно должен иметь продолжение – в виде исследовательских работ, фотоотчетов, статей в местной прессе, да просто в виде рассказов во время традиционного школьного Дня туриста. В процессе такого продолжения появляются прозелиты туризма, и движение в школе приобретает традиционный характер. Ребята помладше учатся у старших, становясь туристами, еще и потому, что большинство походов осуществляется межвозрастными отрядами, объединяющими не только 6-классников с 9 и 10-классниками, но и включающими в себя ребят, уже окончивших школу. Это ли не цепочка, соединяющая учеников школы в единую семью? К слову сказать, туризм в нашей школе – действительно традиция. Еще в 1950-60-х годах учитель географии нашей школы, участник Великой Отечественной войны Александр Иванович Багров водил детей в походы по дальним и сложным маршрутам. Один из них мы повторили пару лет назад – на место сражения 1238 года на реке Сить, и Александр Иванович благословил нас, рассказав несколько походных баек. Еще одна цепь?!
Все уже представленные ответы на вопрос «зачем?» вполне можно уложить в формулу «удовлетворить любопытство», но во время походов совершаются и маленькие полезные для людей дела. Например, пробный маршрут для начинающих – поход через деревню Салтыково, имение героя Отечественной войны 1812 года Дурново. Его могилу в храме Рождества Богородицы мы каждый год приводим в порядок, так же как и обихаживаем встречающиеся на пути обелиски, памятники погибшим во время Великой Отечественной войны. На месте наших стоянок никогда не остается ни мусора, ни грязи. А в этом году мальчишки сделали удобный подход к речке Рябушке и даже воздвигли небольшую плотину, чтобы можно было в этом месте и воду набрать, и белье прополоскать. Пусть вспомнят о нас добрыми словами, ведь и мы у местных жителей многому учимся. Например, знаем теперь, как бессмысленно и даже опасно надеяться на дорогу, оставшуюся от недавно прошедшего автомобиля – это могут быть просто следы охотничьего транспорта, никуда не ведущие: искать надо старые, пусть и затерявшиеся в траве нахоженные дороги. А однажды мы встретили удивительный пример сосуществования людей разных религий – в деревне Торбаево нам рассказали о «сталоверах» (старообрядцах), чьи дома стояли не отдельно, а в ряду домов представителей православной религии. Самих «сталоверов» уже не осталось, а кладбище их на краю деревни есть, и местные жители за ним ухаживают. Не нужны после этого длинные доказательства того, что русский народ толерантен по определению…
Мой рассказ о походах невозможно окончить, его, как ремонт, можно только прекратить. Прекращаю.
А Тереботунь мы так и не нашли… Придется повторить попытку! Вот так, по цепочке, возникают идеи и направления новых походов.
Об авторе
Татьяна Голубева, учитель истории и обществознания средней школы №3 Кашина, Тверской области, участница Всероссийского финала конкурса «Учитель года России-2010»
Комментарии