search
main
0

Татьяна Голубева, Кашин, Тверская область: Авторы педагогических систем и смыслов, с которыми познакомили нас создатели фильма «Ищу учителя», не имеют…страха.

Обиженных школой людей довольно много. И людей талантливых, таких, как Гай-Германика, например… Жаль только, что такие люди создали сериал о МАССОВОЙ школе, а люди, лояльно к школе настроенные, создали сериал о школе авторской.

Четыре вечерних киносеанса для взрослых на канале «Культура» названы авторами «Ищу учителя». Прочитав анонс, полагала, что речь пойдет о поисках родителями – учителей для своих детей. Однако под учителем авторы фильма понимают все-таки «Учителя для учителей». Создатели авторских школ – это не те, кто выполняют каждодневную работу по воспитанию и обучению, это – создатели смыслов в педагогике, те, кто, поднявшись над повседневностью, понимают проблемы школы, видят её место в системе общественных отношений, оставаясь при этом внутри процесса; то есть, к счастью, это не просто теоретики, а люди, которые каждый день контактируют с настоящими детьми и реальными учителями, общаются с родителями. Однако масштаб их личности таков, что позволяет им увидеть то, что доступно настоящим исполинам. Значит, фильм этот был предназначен, прежде всего, учителям. Для обычного учителя массовой школы этот фильм необходим не как набор примеров, «как надо», а как «подпитка» творческих резервов учительского организма. Образцом для подражания, предметом тиражирования, на мой взгляд,  авторские школы не могут быть по нескольким причинам. Во-первых, такие школы – это тщательно продуманная система, где каждый элемент и его связи с другими частями системы – это организм, выращенный, а не сконструированный, выношенный, а не механически созданный: чтобы повторить систему, надо повторить путь  к ней, а это невозможно. Воспользоваться элементом системы в качестве образца тоже нежелательно – это всё равно, что попытаться вырвать из чужого тела фрагмент и попытаться вставить в своё. Для успешности такой операции необходимы особо тонкие технологии и «жизненные показания» – если нет и не предвидится именно такого элемента в своем организме. Вторая причина, по которой авторские школы не могут быть объектом тиражирования – именно авторский их характер. Я вообще сомневаюсь, что с уходом этих исполинов – создателей систем – их школы останутся прежними; слишком многое «завязано» на личность! Третьей причиной, по которой даже попытка подражания не может привести к успеху – это отсутствие достаточного количества кадров для «распространения опыта». Это не значит, что талантливых людей у нас мало. Просто необходимое для успеха сочетание философской одаренности, педагогического таланта и менеджерских способностей встречается очень редко. А к этому редчайшему сочетанию надо добавить еще одно – совсем уж уникальное качество – отсутствие страха. И речь не только о страхе перед властью, который чаще всего мешает многим достойным философам-педагогам-менеджерам осуществить свою мечту. Я имею в виду прежде всего страх перед детьми, уверенность в том, что «не навредишь». Авторы педагогических систем и смыслов, с которыми познакомили нас создатели фильма, не боятся быть «несовременными».  Как в «Последнем дозоре» (простите те, кто не считает достойной такую литературу): «Иди вперед, коль ты силен, как я; иди назад, коль ты, как я, умен». Наши великаны могут позволить себе «идти назад»: кто – через изучение древних языков; кто – с шекспировским тезисом «весь мир – театр…»; кто – обращаясь к нравственному авторитету шестидесятников с Арбата. Еще они не боятся воспитывать детей в особых рекреационных зонах – там, где либо очень слабо, либо совсем не чувствуется влияние «грязного и отвратительно злого, зараженного стяжательским духом, безнравственного общества». Не боятся настолько, что не позволяют детям пользоваться информационными ресурсами интернета – парадокс – из-за СТРАХА!!! Такая изоляция от общества – те «грабли», на которые наступали просветители

XVIII

века. Теперь они нам не страшны просто потому, что мы живем в веке

XXI

-м?! Есть еще один страх, который преодолели педагоги, говорившие о школе  с экрана: страх быть неделикатным. Об этом страхе многие не задумываются, а следовало бы. Имею в виду умение учителя быть достаточно деликатным для того, чтобы его личность не подавляла авторитет семьи, не заслоняла родителей-непрофессионалов. Об этом можно не думать в школах-интернатах, куда родители ребенка «сдали», не доверяя себе или совершив массу ошибок и эти ошибки не умея исправить. Но в школе, куда дети каждый день приходят из семьи, а потом домой возвращаются, надо держать себя в узде, помнить о  приоритете семейных ценностей. Чем масштабнее личность педагога (а мы говорим о педагогах-исполинах!), тем сложнее это условие выполнить… Может быть, именно такой конкуренции боится многодетная мама, которую я приняла сначала за человека, когда-то школой обиженного и не желающего повторения этой обиды для своих детей. Эта мама – тоже в своем роде «исполин» – создатель собственной школы. А обиженных школой людей довольно много, и – людей талантливых, таких, как Гай-Германика, например…  Жаль только, что такие люди создали сериал о МАССОВОЙ школе, а люди, лояльно к школе настроенные, создали сериал о школе авторской. Вот бы им поменяться местами! Для того, чтобы сказать не только о достоинствах, но и о проблемах и неудачах авторских школ – такая информация, её анализ подчас полезнее, чем пение гимнов. Для того, чтобы показать – каждая из массовых школ – в своем роде авторская, и в обычной школе можно найти чудо, даже если волшебники, его создавшие, вовсе так не считают.

Об авторе

Татьяна Голубева, учитель истории и обществознания  средней школы №3 Кашина, Тверской области, участница Всероссийского финала конкурса «Учитель года России-2010»

Фото Оксаны Родионовой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте