search
main
0

Татьяна Бердник, Амурская область: Стоит ли навязывать учителям ИКТ?.

Лучше меньше, да лучше. Это я о пресловутых ИКТ в образовании… Нет, разумеется, нельзя недооценить их пользу для современного процесса обучения, однако существует несколько моментов, на которые хотелось бы обратить внимание.

Школа наконец-то идет в ногу со временем. И теперь, когда материальная база и условия в стране позволяют это большинству школ, мы радостно бросились семимильными шагами к светлому будущему. В частности, к модернизации образования. С одной стороны, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. С другой, все же хотелось бы избежать многих ошибок. После прошлогоднего повышения заработной платы учителям, в результате которого увеличился общий стимулирующий фонд, многие школы ввели так называемую балльную систему. Скажем, провел ты общешкольное мероприятие, поучаствовали твои ученики в олимпиаде – получи баллы, а вместе с ними и заслуженную денежную прибавку. Одним из пунктов, позволяющих эти нужные баллы набрать, например, в нашей школе, является использование на уроках и во внеклассной деятельности ИКТ. Но не просто использование, а на 70% занятий. И на каждом педсовете поднимается этот вопрос: большинство кабинетов оборудованы всевозможной техникой, но она не используется на 100%.

А нужно ли это?

Казалось бы, все хорошо, учителя работают, используют передовые технологии – и им воздается по заслугам. Это в идеале. А на деле? Нет, умолчим про тот факт, что некоторые педагоги в силу специфики своего предмета в принципе не могут использовать на уроках компьютер, и про то, что не все учителя, проработавшие в школе три-четыре десятилетия, без труда разбираются в этих нововведениях. Скажем о другом… Любая подобная система, где все держится на баллах, изначально предполагает соперничество. То есть я кровь из носа буду стараться использовать ИКТ на 70% своих уроков, не особенно вдумываясь, нужна ли презентация на конкретном занятии и оправдан ли интерактивный тест во время изучения данной темы. И то, что по логике должно быть средством достижения цели, становится самой целью. Мне запомнились слова учителя начальных классов и методиста Елены Владимировны Сайфутдиновой: «Всегда ли активное внедрение ИКТ-технологий ведет к повышению качества образования? Если можете обходиться без ИКТ-технологий на уроке – обходитесь. Должна назреть необходимость их применения, только тогда можно почувствовать всю прелесть этого процесса. Правильное и умелое применение ИКТ-технологий, без сомнения, ведет к повышению качества образования».

Для меня главным лозунгом в работе давно уже стало высказывание врачей «не навреди!». Только я добавляю к нему: и, по возможности, помоги. Безусловно, чтобы что-то использовать максимально эффективно, нужно уметь это делать. Так сказать, разбираться в предмете. Потому что ученики – это не та аудитория, что все стерпит… И нет ничего страшнее экспериментов над этой аудиторией. А ведь не секрет, что далеко не все, использующие презентации на своих уроках, знакомы с основными принципами создания этих самых презентаций, уже не говоря о прохождении специальных курсов по формированию ИКТ-компетенции. Нужно понимать, что перегруженная звуковыми файлами и текстом разработка ничего, кроме усталости и вреда, не принесет… А ведь развивать в детях эстетический вкус – одно из традиционных и приоритетных направлений в образовании.

Как правило, те же презентации обычно имеют две основные задачи: либо иллюстрируют что-то, и тогда представляют собой зрительный ряд; либо содержат некое задание. Я не беру во внимание различные интерактивные тесты и прочее, потому что они все же рассчитаны на индивидуальную работу каждого ученика и предполагают использование во время урока компьютерного класса. Что, согласитесь, если и возможно, то крайне редко, просто потому что таких классов, как правило, один-два в школе, и в них в это же время проходят уроки информатики. Безусловно, и презентации, и видео-, и аудиофрагменты оживляют урок, способствуют психологической разгрузке, вызывают положительные эмоции, заставляют сменить вид деятельности…

Но 70% – это перебор. Вообще непонятно, как можно загонять учителя в такие рамки. Если брать во внимание мои предметы – русский язык и литературу, – получается, что я могу не использовать ИКТ во время диктантов, изложений и прочих проверочных работ, а в остальное время – обязательно. Позвольте, а когда,  к примеру, читать произведения? Вот и выходит, что педагог либо гонится за баллами, либо отказывается от погони и начинает применять на уроках только то, что действительно работает.

Отдельный (и очень больной!) вопрос – это интерактивные доски. Они есть в школах, и не по одной, но работать с ними практически невозможно, и зачастую учителя вынуждены использовать их лишь как экран для тех же презентаций или видео. Причина – отсутствие полноценного программного обеспечения.

И наконец, как литератор, не могу промолчать об особенно волнующей меня проблеме в обучении и развитии современных школьников. Это отсутствие у детей воображения. Если раньше это было единичными примерами, в большинстве случаев имеющими свои индивидуальные причины, то теперь, к сожалению, разрослось до катастрофических размеров. Даже сравнивая своих первых учеников с нынешними,  а ведь прошло всего три года,  я поражаюсь, насколько плохо ребятам даются задания такого плана: словесная характеристика героя, сочинение-описание, сочинение на свободную тему. Даже отличники в большинстве своем не справляются с нормами объема сочинений и изложений.

В чем же причина? Безусловно, их не одна и не две… Но если раньше мы просили своими словами описать, как ребенок представляет себе того или иного героя, то теперь чаще указываем на слайд с готовой иллюстрацией. А вот если бы сначала попросили описать, а потом показали… Не должно одно заменяться другим. Активно внедряя новое, не стоит забывать о проверенном старом. Ведь в нашей прежней школе тоже было много хорошего. А без старого, как известно, нового не бывает…

Об авторе

Татьяна Геннадьевна Бердник в 2009 году закончила Благовещенский государственный педагогический университет им. Калинина. С сентября 2009 года работает учителем русского языка и литературы в Чигиринской школе Благовещенского района Амурской области.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте