search
main
0

Татьяна Бердник, Амурская область: Школа и вуз – почему вы так далеки друг от друга?.

«Тяжело в ученье, легко в бою». Эту пословицу нам повторяли все пять лет обучения в университете. И теперь, проработав три года, могу заявить: к профессии учителя она не подходит. По крайней мере, если говорить о буднях молодого педагога.

По статистике в образование идут, в лучшем случае, не более 30% выпускников педвузов, но обычно лишь каждый десятый. Имеет смысл поинтересоваться, что же движет этими людьми, которые, в здравом уме и светлой памяти, переступают порог школы с тем, чтобы всю свою дальнейшую жизнь верой и правдой служить образованию. Но гораздо интереснее выяснить, почему, спустя четверть, полугодие или учебный год, они бегут обратно с воплями: «Куда угодно, но не в школу!»

Я хочу остановиться лишь на одной причине, которая лично мне существенно осложнила первый год работы. И суть её банальна: в педагогическом университете меня научили всему, кроме работы с детьми.

Странно звучит, не так ли? Вроде бы и практик в школе было целых две, и в лагерь вожатыми мы ездили… Однако первый год работы я ощущала себя так, как будто прилетела с Луны. Подозреваю, что и вид у меня был соответствующий.

В том университете, где училась я, создана очень хорошая научная база, поставлена исследовательская работа, и это, безусловно, очень полезно для учащихся, так как позволяет глубоко и всесторонне исследовать интересующие тебя проблемы, пообщаться со знающими людьми, потренировать собственный мозг и т.д. Могу с уверенностью заявить: подавляющее большинство учебных дисциплин нам преподавали на высоком уровне, то есть высшее образование мы получили весьма основательное.

Еще один важный аспект, который касается именно филфака, – это развитие хорошего вкуса в чтении. Помнится, мы читали всегда и везде: в буфете, в общежитии, на переменах. Некоторые умудрялись даже на физкультуре, ловко укрывшись от всевидящего ока преподавателя за турниками. Часто сетовали даже не на многостраничные списки литературы, а на поистине странные произведения, попадающиеся в них. Это потом пришло понимание: если ты хочешь уметь отделять зерна от плевел, следует научиться отличать одно от другого.

Словом, были созданы все условия для развития интеллектуальной личности. Но ведь, по логике вещей, педагогический вуз должен, в первую очередь, ориентироваться на то, чтобы будущие специалисты умели работать с людьми, прежде всего, с детьми. Что же получается на практике? А то, что педагогика и психология у студентов считаются едва ли не самыми «ненужными» дисциплинами. Их чаще всего пропускают, и не потому, что не боятся зачетов-экзаменов. По собственному опыту могу сказать – самостоятельное чтение учебников психологии и педагогики дома, в библиотеке или общежитии зачастую оказывается куда более полезным, нежели скучное времяпровождение на лекциях, где мы получали весьма смутные сведения о зарождении школы как таковой, о разнообразных воспитательных концепциях и взглядах.

Безусловно, информация полезная, ибо нет будущего без прошлого, но нельзя же строить весь курс педагогики на голой теории! Скажу честно – ничего, из рассказанного нам тогда, сейчас я вспомнить не смогу. Просто мозг тогда не воспринимал подобную информацию, его тогда волновали (да и до сих пор волнуют!) куда более прагматические вопросы: как в первый раз войти на урок в незнакомый класс, как успокоить расшалившихся ребят, что делать, если весь класс «забыл» выполнить домашнее задание? Впрочем, о чем можно говорить, если педагогику в вузе нередко преподают люди, последний раз заходившие в школу двадцать лет назад! Вот и получается, что изучение этого предмета более напоминает обучение езде на велосипеде без самого велосипеда, то есть в теории…

В первый год моей работы мне дали класс. И начался кошмар. Я поняла, что понятия не имею, как проводится родительское собрание, как организовать поход, а о методике проведения классного часа я вообще ничего не слышала. И приходилось ориентироваться на коллег, читать кучу книг, изучать чужие разработки, да еще вспоминать, как это было, когда я сама училась в школе. Но разве это не должны давать в вузе, хотя бы основы? С прискорбием я тогда сделала вывод: из нас готовили именно филологов, а не учителей. И уж совсем не классных руководителей.

К сожалению, психология тоже оказалась как бы сама по себе, особняком. Конечно, нас ознакомили с понятием «трудный ребенок», «одаренность» и т.п. Но, опять же, вне практики. Как работать с такими детьми в школе – этот вопрос так и оставался открытым. Пожалуй, единственное практически полезное, что я вынесла из занятий психологией, это правила проведения социометрии, да еще пара методик типа «Рисуем вымышленное животное».

К собственному стыду, я пришла в школу, не умея даже толком составлять календарно-тематический план. Так получилось, что после меня пришло еще два молодых специалиста, и я, будучи уже принятой в коллектив, получила возможность слышать все закулисные разговоры своих опытных коллег. И вполне понимаю сетования педагогов на молодежь, которая “ничего не умеет, не научили их!”

Это и правда, нас очень много чему не научили. Глупо было бы это отрицать, а тем более спорить с классным руководителем, у которого за плечами десятилетия стажа, по поводу того, как организовать самоуправление в классе. Более того, о многом мы сами не задумывались, в голову не приходило научиться самим, спросить, поинтересоваться заранее, и тем сложнее потом было делать небольшие и не всегда приятные открытия. Впрочем, даже самый маленький опыт – великая, незаменимая вещь.

Сейчас много говорят о модернизации среднего и высшего образования, в частности, педагогического. На мой взгляд, нужно направить силы на связь вуза со школой, то есть университету логичнее всего было бы следить за потребностью школы и поставлять специалистов с тем багажом знаний, умений и навыков, которые реально нужны для работы с детьми. Потому что иначе получается некий замкнутый круг: в вузе преподаватели охают, что в школе детей учили «не так» и что им приходится всех переучивать. А в школе опытные педагоги хватаются руками за голову, когда выясняется, что пришедших к ним вчерашних студентов учили «не тому».

Многие объясняют свое нежелание работать в школе сложностью, неумением приспособиться к условиям работы. Или тем, что они даже не представляли себе, какие подводные камни могут встретиться на пути. Однако не секрет, что одним из важнейших качеств учителя должно быть терпение. И желание учиться. В романе Джейн Остин «Гордость и предубеждение» героиня произносит очень правильные слова: «Мои пальцы движутся по клавишам этого инструмента не с тем мастерством, какое мне приходилось наблюдать у других музыкантов. Моей игре недостает ни силы удара, ни выразительности, ни беглости. Но мне всегда казалось, что я виновата в этом сама, не дав себе труда поупражняться как следует. Мысль о том, что у меня неподходящие пальцы, почему то не приходила мне в голову».

Я абсолютно уверена: среди тех, кто целенаправленно собирается связать свою судьбу с образованием, подавляющее большинство способны преодолеть трудности первых лет работы, приспособиться, восполнить какие-то недостающие знания самостоятельно. Пусть нам не хватает практических и теоретических знаний, но мы взрослые люди с интеллектом, и нас учили, прежде всего, учиться. А в современном мире учёба длится всю жизнь.

И всё-таки, возвращаясь к началу своего монолога, хочу сказать, что вряд ли вузу стоит делать ставку на энтузиазм будущих педагогов и руководствоваться принципом “если мы вам чего-то недодали, не беда, сами освоите, раз уж оно вам так надо!” Педвуз, уже потому что он педагогический вуз, обязан быть ориентирован на систему образования, и, в первую очередь, на школу.

Но и своих будущих коллег, которые пока ещё учатся в университете, хочу предупредить: если вы собираетесь работать в школе, отчетливо представляя себе примерный заработок, условия работы и трудности общения с детьми и их родителями, то последнее, чего стоит опасаться – это собственной некомпетентности  в каких-либо вопросах. Ибо только в вашей воле «поупражняться, как следует». А вот если упражняться совсем не хочется, то и работа станет попросту невыносимой. Потому что… в школу идут для того, чтобы учиться, верно?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте