search
main
0

Татьяна Бердник, Амурская область: Что лучше – триместры или четверти?.

Этот опрос волнует многих родителей, учителей и детей. Особенно в определенные моменты учебного года, а именно – в конце его, во время такой долгой третьей четверти и перед самыми новогодними праздниками.

Как известно, люди чаще всего заболевают, когда очень устают. Организм фактически заставляет хозяина перевести дух – дескать, хочешь не хочешь, а ляжешь и отдохнешь. Именно в такие моменты невольно задумываешься – если тяжело и учителям, и детям, может быть, можно что-то предпринять для облегчения школьной жизни?

В школе, где работают мои свекор и свекровь, уже второй год эксперимент – триместровая система обучения. И все – абсолютно все! – довольны. Когда же я решила путешествовать по различным форумам, чтобы узнать точку зрения учителей, детей и родителей из других школ, то была немало удивлена: большая половина высказывалась за привычную четвертную систему, о триместрах же говорилось едва ли не в самых резких выражениях.

Почему же так происходит? Какие плюсы и минусы открываются при внимательном сопоставлении двух систем?

Цель триместровой системы обучения – обеспечение эффективного качества образовательной подготовки учащихся с учетом здоровьесберегающих технологий и как следствие повышение результативных показателей учебного заведения. При этом обязательно говорится об улучшении психофизического состояния учеников, большей объективности оценивания (потому что из трех оценок вывести среднюю проще, нежели из четырех),  Обеспечении более частой промежуточной аттестации в 10-11-х классах, чем по полугодиям.

На мой взгляд, самый большой плюс триместров в равномерном распределении учебной нагрузки. К минусам можно отнести несовпадение каникул с праздниками. Опять же, как правило, всевозможные школы искусств, кружки и секции «подгоняют» свое расписание к привычной четвертной школьной системе. И это тоже становится неудобным для приверженцев триместров. В знакомой школе в первый год этого эксперимента учителя еще жаловались на то, что ученики обычно долго «раскачиваются» и начинают активно заниматься как раз тогда, когда триместрами предусмотрены рабочие каникулы. Что удивительно – на втором году работы по такой системе подобных жалоб гораздо меньше. Стало быть, дело привычки. Ведь годами выработанный режим подвергается серьезной корректировке, и адаптацию еще никто не отменял.

Я была удивлена столь кардинальным неприятием некоторыми системы триместров. Ведь нельзя же, право, списать все на обычное подозрительное отношение ко всем нововведениям (особенно в истерзанной разнообразными новшествами школе). Но удивление прошло после того, как я натолкнулась на одном форуме на следующую фразу: «Если нестандартный режим (вводят триместры), тогда нужно было и нестандартное расписание каникул устраивать! Отучился триместр – на каникулы! А так – детей жалко!»

А ведь это уже зависит, видимо, от руководства конкретного учебного заведения. Потому что задумывалось все следующим образом: каждый триместр делится на две части, между которыми предполагаются рабочие каникулы. Другими словами, пять недель учимся, одну отдыхаем. Таким образом, промежуточная аттестация происходит в конце ноября, февраля, мая. Продолжительность учебного года на первой, второй и третьей ступенях общего образования составляет не менее 34 недель без учета государственной (итоговой) аттестации, в первом классе и у детей, обучающихся на дому, – 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года (суммарно) составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Для детей, обучающихся в первом классе, устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Стало быть, отдыхать учащиеся меньше не станут. Теоретически.

Еще одно непривычно: в конце четверти подводятся итоги – и дети идут на каникулы. При триместрах же каникулы как бы разбивают учебный процесс на две части, что кажется не таким логичным. И школьникам, только что вышедшим с отдыха, зачастую приходится в первую же неделю решать контрольные и писать диктанты, что, наверное, вполне может сказаться на оценке.

Соответственно плюсами четвертной системы стали минусы системы триместров. И наоборот. Так за чем будущее? Памятуя о том, что с каждым годом все больше и больше внимания уделяется здоровьесбережению, можно с уверенностью сказать: постепенно система триместров станет самым обыденным делом.

Об авторе

Татьяна Геннадьевна Бердник в 2009 году закончила Благовещенский государственный педагогический университет им. Калинина. С сентября 2009 года работает учителем русского языка и литературы в Чигиринской школе Благовещенского района Амурской области.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте