и как их определять
Приказом этих же ведомств # 622/1646 от 14 декабря 1995г. утвержден ряд новых документов на ту же тему.
Кроме того, этим приказом внесены изменения и дополнения в требования к квалификации по разрядам оплаты труда по таким должностям педагогических работников, как “педагог-психолог”, “тренер-преподаватель (включая старшего)”, “методист, инструктор-методист (включая старшего)”, и некоторых других. Эти изменения направлены прежде всего на совершенствование подходов к установлению разрядов оплаты труда для некоторых категорий работников, а также на устранение необоснованных различий в требуемом уровне квалификации при установлении разрядов по разным должностям. Одновременно приводятся в соответствие с постановлением Минтруда РФ от 17 августа 1995г. # 46 отдельные пункты приказа Минобразования и Госкомвуза # 463/1268.
Мы предлагаем вашему вниманию все документы, утвержденные новым приказом Минобразования и Госкомвуза.
Министерство образования Российской Федерации
Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию
ПРИКАЗ
от 14 декабря 1995 г. # 622/1646
Об утверждении Рекомендаций по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников. Требований к квалификации этих работников при присвоении им квалификационных категорий и внесении изменений в приказ Министерства образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31.08.95 # 463/1268
ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Утвердить:
1.1. Рекомендации по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений образования Российской Федерации для установления разрядов оплаты труда по ЕТС (приложение # 1).
1.2. Требования к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий (приложение # 2).
1.3. Требования к квалификации руководящих работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий (приложение # 3).
2. Внести изменения и дополнения в приказ Министерства образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31.08.95 # 463/1268 “Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования, обьемных показателей по отнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей” согласно постановлению Министерства труда Российской Федерации от 22 ноября 1995 г. # 65 (приложение # 4).
3. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляем за собой. Заместитель министра образования Российской Федерации М.Н.ЛАЗУТОВА
Заместитель председателя Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию В.М.ЖУРАКОВСКИЙ
к приказу Минобразования России и Госкомвуза России
от 14.12.95 # 622/1546
РЕКОМЕНДАЦИИ
по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений образования Российской Федерации для установления разрядов оплаты труда по ЕТС
Настоящие Рекомендации разработаны в помощь руководителям органов управления образованием, учреждений образования и аттестационным комиссиям для решения вопросов, связанных с определением:
– уровня образования;
– стажа работы;
– уровня квалификации педагогических и руководящих работников, претендующих на присвоение второй, первой или высшей квалификационных категорий.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Тарифно-квалификационные характеристики работников учреждений образования (далее по тексту ТКХ), утвержденные по согласованию с Министерством труда Российской Федерации приказом Министерства образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31 августа 1995 г. # 463/1268 (с изменениями и дополнениями, внесенными настоящим приказом), определяют требования к разрядам оплаты труда по ЕТС в зависимости от уровня образования, стажа работы, квалификационной категории, а для директоров (начальников, заведующих), их заместителей, руководителей филиалов, руководителей других структурных подразделений и старших мастеров – в зависимости от группы по оплате труда руководителей, к которой отнесено учреждение образования, и квалификационной категории.
1.1.1. Уровень образования
Специальные требования к профилю полученной специальности по образованию предьявляются по должностям концертмейстера, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, логопеда*.
Перечень учебных заведений, окончание которых дает право на установление ставок заработной платы и должностных окладов учителям, преподавателям, воспитателям и другим педагогическим работникам в зависимости от образования, определен Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР от 16.05.85 # 94, с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.06.90 г., Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников профессионально-технических учебных заведений, утвержденной Госпрофобром СССР 31.12.76, с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.10.85, Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников средних специальных учебных заведений, утвержденной приказом Минвуза СССР от 27.08.87 # 605.
Наличие у работников квалификации “бакалавр”, “специалист”, “магистр” дает право на установление им разрядов оплаты труда по ЕТС, предусмотренных для лиц, имеющих высшее профессиональное образование.
Наличие у работников диплома о неполном высшем образовании права на установление разрядов оплаты труда по ЕТС, предусмотренных для лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, не дает.
Концертмейстерам и преподавателям музыкальных дисциплин, окончившим консерватории, музыкальные отделения и отделения клубной и культпросветработы институтов культуры, пединститутов, педучилищ и музыкальных училищ, работающим в образовательных учреждениях, разряды оплаты труда по ЕТС устанавливаются как работникам, имеющим высшее или среднее музыкальное образование.
Учителям-логопедам, учителям-дефектологам, логопедам, а также учителям учебных предметов (в т.ч. в начальных классах) специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) разряды оплаты труда по ЕТС как лицам, имеющим дефектологическое образование, устанавливаются:
– при получении диплома государственного образца об окончании пединститутов или педуниверситетов по специальностям:
031500 – тифлопедагогика; 031600 – сурдопедагогика; 031700 – олигофренопедагогика; 031800 – логопедия; 031900 – специальная психология; 032000 – коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная) – с 1994 года;
дефектология (логопедия, тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика) – до 1994 г;
– окончившим спецфакультеты с обьемом подготовки по указанным выше специальностям не менее 1000 часов и получившим диплом государственного образца серии ДВА.
1.1.2. Стаж работы
Стаж педагогической работы
Стаж педагогической работы исчисляется в соответствии с Инструкциями, названными в пункте 1.1.1. настоящих Рекомендаций.
При этом мастерам производственного обучения, тренерам-преподавателям (включая старших), инструкторам-методистам (включая старших) и дежурным по режиму (включая старших) в указанный стаж засчитывается также время работы (службы) на предприятиях, в учреждениях и организациях в качестве руководителей и специалистов по профилю их последующей деятельности в образовательном учреждении (для мастеров производственного обучения – профессии, по которой ведется подготовка обучающихся) и, кроме того, мастерам производственного обучения – время работы на рабочих должностях при условии выполнения работ, соответствующих высшим разрядам для данной профессии.
В стаж педагогической работы включается время работы в должности младшего воспитателя (помощника воспитателя), если в указанный период работник имел педагогическое образование или обучался в педагогическом учебном заведении и по его окончании приступил к педагогической деятельности.
Стаж работы по специальности (по профилю)
Педагогам-психологам разряды оплаты труда согласно ТКХ устанавливаются в зависимости от стажа педагогической работы, который исчисляется в установленном порядке, и работы по специальности. В стаж работы по специальности указанных работников засчитывается время их работы по занимаемой должности, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также время военной службы по профилю деятельности в учреждении образования.
Учителям учебных предметов (в т.ч. в начальных классах) специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) при установлении 11-12 разрядов ЕТС предусмотрен льготный порядок исчисления стажа, если они имеют дефектологическое образование и стаж работы по данной специальности.
Стаж работы в определенных должностях и учреждениях
1.1.3. Наличие квалификационной категории
Аттестация работников дошкольных образовательных учреждений осуществляется с учетом Рекомендаций по аттестации педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных учреждений (письмо Министерства образования Российской Федерации от 23.08.93 # 148-М).
II. ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ РАЗРЯДОВ ОПЛАТЫ ТРУДА
2.2. Установление разрядов оплаты труда руководящих работников учреждений образования осуществляется в соответствии с документами о присвоенной квалификационной категории с учетом группы по оплате труда руководителей, к которой отнесено учреждение образования, и оформляется приказом руководителя учреждения образования (в т.ч. и на самого руководителя).
Группа по оплате труда руководителей учреждений образования определяется в соответствии с Обьемными показателями и порядком отнесения учреждений образования к группам по оплате труда руководителей для установления разрядов оплаты труда по ЕТС (приложение 3 к приказу Минобразования России и Госкомвуза России от 31.08.95 # 463/1268).
2.3. Оплата труда отдельных категорий работников может осуществляться по разрядам выше предусмотренных требованиями ТКХ в следующих случаях.*
2.3.1. На два разряда выше:
2.3.2. На один разряд выше:
– руководителям и специалистам учреждений, имеющим почетные звания “Народный учитель”, “Заслуженный учитель” и “Заслуженный преподаватель”;
– руководителям учреждений, имеющим другие почетные звания**, повышение оплаты труда производится только при условии соответствия почетного звания профилю учреждения, а специалистам учреждения – при соответствии почетного звания профилю педагогической деятельности или преподаваемых дисциплин.
2.3.3. Работникам учреждений образования спортивной направленности, имеющим звания “Заслуженный тренер”, “Заслуженный мастер спорта”, “Мастер спорта международного класса”, “Гроссмейстер по шахматам (шашкам)”, оплата труда осуществляется на один разряд выше в соответствии с постановлением Минтруда России от 24.02.93 # 36 “О согласовании разрядов оплаты труда по должностям отдельных категорий работников физкультурно-спортивных организаций”.
2.3.4. При наличии у работника двух оснований [наличие почетного звания (или нескольких почетных званий) и ученой степени] повышение оплаты труда производится по одному (максимальному) основанию в пределах 18 разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы.
2.3.5. Руководящим работникам, методистам и другим работникам учреждений образования, ведущим преподавательскую (педагогическую) работу и имеющим почетные звания или ученую степень, повышение оплаты труда производится как по основной должности, так и по педагогической работе, если почетное звание или ученая степень соответствуют условиям, предусмотренным в пп. 2.3.1., 2.3.2.
2.3.6. Работники, награжденные ведомственными знаками отличия, например, “Отличник народного просвещения”, “Отличник профессионально-технического образования” и др., право на оплату по основаниям, предусмотренным в пп. 2.3.1, 2.3.2, не имеют.
2.3.7. Оплата труда работников, имеющих почетное звание или ученую степень, на один-два разряда выше по сравнению с разрядом, предусмотренным требованиями тарифно-квалификационных характеристик, устанавливается в соответствии с приказом руководителя учреждения образования (в т.ч. и для самого руководителя).
2.4. При наличии у работников права на повышение ставок заработной платы в процентах (за работу в сельской местности, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии и др.) повышению подлежат ставки (оклады), образованные с учетом почетного звания или ученой степени.
2.5. Работнику, обладающему достаточным практическим опытом и выполняющему в полном обьеме возложенные на него должностные обязанности, но не имеющему образования или стажа работы, соответствующих требованиям ТКХ, в порядке исключения может быть установлен разряд оплаты труда, предусмотренный для лиц, имеющих требуемый стаж или образование.
Например, указанный порядок может быть применен к педагогическим работникам, окончившим с отличием учреждения высшего или среднего профессионального образования (независимо от формы обучения).
Решение об установлении разряда оплаты труда в данном случае принимает руководитель учреждения образования применительно к порядку, предусмотренному п.7 Общих положений ТКХ (приложение 2 к приказу Минобразования России и Госкомвуза России от 31.08.95 # 463/1268).
Примечания
III. СРОКИ ВЫНЕСЕНИЯ РЕШЕНИЙ ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПО РАЗРЯДАМ ЕТС
– назначения работника на должность;
– увеличения стажа педагогической работы (стажа работы по специальности или в определенных должностях и учреждениях);
– представления соответствующего документа об образовании (при получении образования или восстановлении документа об образовании), о стаже работы;
– вынесения решения:
высшей аттестационной комиссией (ВАК) о выдаче диплома о присвоении ученой степени;
о присвоении почетного звания;
аттестационной комиссией о соответствии работника второй, первой или высшей квалификационной категории.
3.2. При наступлении у работника права на изменение оплаты труда в период пребывания его в очередном или дополнительном отпуске, а также в период его временной нетрудоспособности оплата труда по более высокому разряду ЕТС производится с первого рабочего дня по окончании отпуска или периода временной нетрудоспособности. * Должностное наименование “логопед” применяется только в учреждениях здравоохранения. * Новый разряд работнику при применении этого пункта не устанавливается, а лишь используется при оплате труда тарифный коэффициент ЕТС более высокого разряда.
** К другим почетным званиям, за наличие которых повышается оплата труда работников учреждений образования, относятся почетные звания: “Заслуженный мастер профтехобразования”, “Заслуженный работник физической культуры”, “Заслуженный работник культуры”, “Заслуженный деятель искусств”, “Народный артист”, “Заслуженный артист”, “Народный врач”, “Заслуженный врач” и другие почетные звания СССР, Российской Федерации и союзных республик, входивших в состав СССР, установленные для работников различных отраслей, название которых начинается со слов “Народный”, “Заслуженный”. * Кроме руководящих работников образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, которым разряды оплаты труда по ЕТС устанавливаются в соответствии с ТКХ, утвержденными приказом Минобразования России и Госкомвуза России от 31.08.95 # 463/1268.
к приказу Минобразования России
и Госкомвуза России
от 14.12.95 # 622/1646
ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПРИСВОЕНИИ ИМ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КАТЕГОРИЙ
2. Педагогические работники, претендующие на вторую, первую или высшую квалификационные категории, как правило, должны иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности, по которой они желают пройти аттестацию, не менее 1 года – для II квалификационной категории; не менее 2 лет – для I квалификационной категории и не менее 3 лет – для высшей квалификационной категории.
Работники, не имеющие указанного уровня образования или стажа работы, могут претендовать на любую квалификационную категорию и получить ее при успешном прохождении аттестации (п.3.2 Типового положения).
3. Под квалификационной категорией в настоящих требованиях понимается соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности (устойчивых результатов деятельности) педагогического и управленческого труда, обеспечивающего работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.
3.1. II квалификационная категория
Работник, претендующий на присвоение II квалификационной категории, должен удовлетворять всем требованиям разделов “Должностные обязанности” и “Должен знать” ТКХ, кроме того, по уровням:
квалификации
имеет знания и умения, превышающие требования стандартов педагогического или другого профессионального образования, в области:
– основ теории педагогики, психологии, валеологии и возрастной физиологии;
– содержания базового компонента преподаваемого предмета;
– методик обучения и воспитания.
профессионализма
владеет и применяет в практической деятельности:
– широкий набор методов, приемов и средств обучения (воспитания) обеспечивающих вариативность образовательного процесса;
– элементарные методы и средства педагогической диагностики;
– основные формы дифференциации контингента обучающихся (воспитанников);
– основные методы формирования и развития познавательной и коммуникативной культуры обучающихся (воспитанников).
Создает комфортный микроклимат в образовательном процессе.
продуктивности
практика работы педагога способствует сохранению контингента обучающихся (воспитанников), с которым непосредственно взаимодействует педагог;
уровень подготовки обучающихся (воспитанников) (кроме воспитанников дошкольных образовательных учреждений) соответствует требованиям Федеральных компонентов Государственного образовательного стандарта (требований) и является высоким в данном образовательном учреждении.
3.2. I квалификационная категория
Работник должен отвечать требованиям II квалификационной категории, кроме того, по уровням:
квалификации
имеет знания и умения, превышающие требования стандартов педагогического или другого профессионального образования, в области технологий индивидуализации образовательного процесса, современных методов психолого-педагогической диагностики.
В совершенстве владеет базовым компонентом содержания преподаваемого предмета, знаниями по смежным дисциплинам. Уровень теоретических знаний позволяет педагогу вести преподавание на различных уровнях:
профессионализма
владеет и применяет в практической деятельности:
– современные педагогические технологии;
– элементы технологий педагогики развития личности;
– владеет методиками анализа учебно-методической работы по предмету.
Учитывает психологические особенности обучающихся (воспитанников) при отборе содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса.
Умеет решать педагогические задачи с различными по уровню развития, склонностей, способностей, интересов и состояния здоровья категориями обучающихся (воспитанников), в том числе путем применения профильных и разноуровневых программ.
продуктивности
уровень подготовки обучающихся (воспитанников) (кроме дошкольных образовательных учреждений) является высоким по профилю в муниципальной системе образования (районе, городе).
3.3. Высшая квалификационная категория
Отвечает требованиям I квалификационной категории, кроме того, по уровням:
квалификации
– осваивает новейшие достижения педагогической науки и практики, профильной области знаний;
– уровень квалификации позволяет творчески решать практические задачи.
профессионализма
– осуществляет оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания или (и) самостоятельно разрабатывает, апробирует и успешно применяет педагогические технологии или их элементы, которые могут быть рекомендованы к распространению;
– создает условия для реализации креативных (творческих) возможностей обучающимися (воспитанниками);
– владеет и применяет в практической деятельности:
исследовательские и опытно-экспериментальные метолы обучения и воспитания;
методики управления и прогнозирования педагогического процесса;
приемы планирования и организации самообразования обучающихся (воспитанников).
продуктивности
уровень подготовки обучающихся (воспитанников) является высоким по профилю в системе образования данного субьекта Российской Федерации (республики, края, области, автономного образования, городов Москвы и С.-Петербурга), отраслевого министерства или ведомства Российской Федерации.
5. При аттестации на квалификационную категорию использование таких дополнительных критериев (требований), как, например: наличие печатных работ, ведение научной работы, руководство методическими обьединениями, наставничество и др., не допускается.
6. Органы управления образованием субьектов Российской Федерации, отраслевые министерства и ведомства Российской Федерации при проведении аттестации вправе вносить коррективы в требования квалификационных категорий с учетом специфики деятельности учреждения образования данного региона, хозяйственной отрасли (наличие национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта, особенности контингента обучающихся и др.).
к приказу Минобразования России и Госкомвуза России
от 14.12.95 # 622/1646
ТРЕБОВАНИЯ
К КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПРИСВОЕНИИ ИМ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КАТЕГОРИЙ
1. Критерии квалификационных категорий директоров (начальников, заведующих) учреждениями образования (филиалами), их заместителей, руководителей структурных подразделений и старших мастеров (далее по тексту руководителей) имеют особенности, связанные со спецификой их профессиональной деятельности, и включают требования к:
– уровню профессиональной управленческой подготовки;
– результатам работы возглавляемого учреждения (структурного подразделения);
– созданию и использованию руководителем условий (организационных, кадровых, мотивационных, научно-методических, материально-технических, нормативно-правовых, финансовых) для эффективного функционирования и развития учреждения образования (структурного подразделения).
При аттестации руководителей образовательных учреждений учитываются результаты аттестации и аккредитации этих учреждений.
2. Для оценки уровня квалификации руководителей предусмотрены первая и высшая квалификационные категории, которые устанавливаются по результатам аттестации. Оценка квалификации производится в баллах по показателям:
1. Квалификация. Руководитель знает: – стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики; 1
– цели, содержание, формы, методы обучения и воспитания, современные концепции и технологии; 1
– типы образовательных учреждений, их место и роль в системе непрерывного образования, требования к результатам их деятельности; 1
– основы экономики образования; 1
– нормативно-правовые основы функционирования и развития системы образования; 1
– теоретические основы управления, ведущие управленческие школы и концепции, особенности управления в сфере образования; 1
– принципы анализа и построения образовательных систем и методы планирования их деятельности; 1
– системы и методы материального и морального стимулирования работников; 1
– стили эффективного руководства коллективом; 1
– современные методы контроля образовательной, финансово-хозяйственной деятельности и делопроизводства в учреждении; 1
– требования к ведению делопроизводства в образовательном учреждении; 1
2. Профессионализм Руководитель умеет: – анализировать деятельность образовательного учреждения, выявлять наиболее значимые проблемы и находить эффективные пути их решения; 2
– разрабатывать нормативно-организационную документацию образовательного учреждения (договоры, уставы, правила, положения, должностные инструкции); 2
– разрабатывать программы развития образовательного учреждения; 2
– строить организационную структуру управления образовательным учреждением; 2
– планировать и организовывать контроль деятельности учреждения; 2
– мотивировать исполнителей на достижение высоких результатов в трудовой деятельности и повышении квалификации; 2
– предупреждать и разрешать конфликты в коллективе; 2
– организовывать освоение новаций; 2
– проводить деловые совещания, беседы, организовывать групповую работу. 2
3. Продуктивность деятельности
3.1. Образовательного учреждения:
– сохранение контингента обучающихся; 3
– освоение обучающимися образовательных стандартов; 3
– результаты инновационной образовательной деятельности; 3
3.2. Руководителя:
– состояние нормативно-правовой базы для функционирования и развития образовательного учреждения; 3
– программа развития учреждения; 3
– состояние учебно-материальной (материально-технической) базы учреждения (наличие, использование, развитие); 3
– количественные и качественные характеристики движения кадрового состава; 3
– социально-психологический климат в руководимом коллективе; 3
– качество и уровень санитарно-гигиенических условий;
– состояние делопроизводства.
1. Для определения количества баллов по каждому показателю рекомендуется следующая шкала:
0 баллов – знания, умения или результаты деятельности отсутствуют;
1 балл – наличие знаний, умений или результатов деятельности;
2 балла – высокий уровень знаний, умений или результатов деятельности.
2. Для каждой группы показателей установлены коэффициенты:
1 группа (профессиональные знания) – коэффициент 1;
2 группа (профессиональные умения) – коэффициент 2;
3 группа (результаты деятельности) – коэффициент 3.
3. Суммарная оценка определяется следующим образом:
– оценивается каждый показатель уровня квалификации руководителя в баллах (баллы проставляются в первой графе – баллы);
– оценка в баллах умножается на коэффициент для данной группы показателей и фиксируется в третьей графе;
– оценки, зафиксированные в третьей графе, суммируются.
4. Показатели для оценки уровня квалификации руководящих работников являются основными и могут дополняться и конкретизироваться органами управления образованием субьектов Российской Федерации, отраслевыми министерствами и ведомствами в зависимости от особенностей контингента обучающихся (воспитанников), специфики деятельности учреждения образования и отрасли хозяйства.
Показатели для оценки уровня квалификации заместителей руководителей и руководителей структурных подразделений, деятельность которых не связана с руководством образовательным процессом, могут уточняться и конкретизироваться с учетом специфики их деятельности.
5. При сумме баллов, составляющей не менее 40% от максимального количества баллов, определенных по показателям уровня квалификации, руководящим работникам присваивается первая квалификационная категория, а при сумме баллов свыше 80% от максимального количества – высшая квалификационная категория.
Комментарии