При виде этого мужчины не одно женское сердце пропускало удар. Красавец с гипнотическим взглядом, жгучий брюнет с испанской бородкой и усами. Правда, постепенно смоль все больше уступает серебру, но седина ему к лицу. А как он поет и играет на гитаре, как выступает, как держит зал! Нет, это я не про известного артиста больших и малых театров, хотя этим талантом его природа явно не обделила. Как и интеллигентностью, умом, юмором и умением формулировать свои и чужие мысли. Заводила по натуре, Юрий Николаевич ТАРАН мог бы быть шоуменом, дрессировщиком, искателем приключений, вожатым, учителем, психологом или ученым – собственно, в разной степени каждым из них он в жизни побывал. А стал начальником Управления образования и науки Липецкой области. Совершенно не похожим на чиновника в привычном понимании этого слова. И от этого государственная служба и образование только выиграли. При нем Липецкая область стала одним из лидеров российского образования. Что это за исключительное явление в рядах управленцев и к чему наш герой пришел к своему 50-летию, мы и попытались понять при личном общении.
Его с детства слушались животные (в доме всегда были кошки и собаки) и малыши. Вероятно, без родительских генов не обошлось, ведь он учительский сын. Мама, Галина Васильевна, – учитель черчения и рисования, папа, Николай Иванович, – учитель истории и директор детской музыкальной школы. Отцовское влияние оказалось сильнее – Юра увлекся музыкой и выбрал историю в качестве одной из составляющих профессии. Куда пойти мальчику, обожающему приключенческие романы, футбол и умеющему организовывать вокруг себя товарищей? К сожалению, на Д’Артаньяна не учат, а вот на учителей и вожатых – пожалуйста.Пединститут с его «картошкой», точнее, с поправкой на липецкую специфику – «яблоками», стройотрядами, студенческой самодеятельностью подарил ему друзей на всю жизнь. Для них он всегда был и остается Юра Таран. Но еще он подарил ему единомышленников, коллег.Вообще Липецкий пединститут советских времен – место легендарное. Здесь преподавали педагоги, намного опередившие свое время, – один из первооткрывателей игровых технологий в отечественном образовании Сталь Анатольевич Шмаков и яркий поборник идеи непрерывного образования Михаил Андреевич Вейт. И тот и другой определили его педагогическую судьбу. Игровые приемы и жажда творчества вошли в кровь и плоть сначала студента, а потом молодого преподавателя родного вуза. А Вейт дал толчок его научным взглядам.На несколько лет Юру захватила досуговая, каникулярная педагогика. Он побывал в лагерях по всей стране. А в огромном липецком лагере «Прометей» он учился не только творить, посвящая смены аргонавтам, российскому флоту или чему-то еще, но и организовывать, и управлять – за одну смену там бывало до 900 ребят! Кстати, «Прометей» и до сих пор плацдарм для творческих смен и школ для одаренных детей. К слову, наш герой был первым организатором летних смен для гениев.Там же начал сочинять песни (сразу стихи и музыку) и исполнять их под гитару. Поэтом и уж тем более композитором он себя не считает, но сборник его песен до сих пор востребован вожатыми, а песня «Звезда Россия» («Россия, Россия – ты моя звезда») и вовсе стала народным хитом.Мне по-настоящему жаль, что я не видела Юрия Николаевича в его пору классного руководителя педагогического класса. В то время молодой ученый пединститута искал подтверждения своей теории о том, что классный руководитель должен учиться на протяжении всей жизни и при этом без профессионального выгорания (потом она оформится в тему его кандидатской диссертации).- Вот Сталь Анатольевич и предложил мне возглавить педкласс в 24-й липецкой школе, – вспоминает Таран. – У нас был во многом уникальный эксперимент. Помимо педагогики и психологии преподавались и многие другие нетрадиционные предметы. Но самое главное, что процесс обучения и воспитания шел и вне уроков – в клубах, в системе педагогических праздников. Например, старшеклассники отвечали за организационную работу в младших классах.Эта работа уже доказала свою эффективность – многие выпускники того педкласса ныне работают в системе образования области, например, председатель Департамента образования Липецка Евгений Павлов или директор центра «Стратегия», в котором работают с одаренными детьми, Инесса Шуйкова.- Нагрузка была колоссальной, но учиться было невероятно интересно! – говорит Павлов.Кстати, Юрий Николаевич сразу привлек бывших учеников, ставших студентами пединститута, к работе в «Прометее». Эту идею – творцы растят творцов, гении – гениев – с тех пор с успехом и воплощают в жизнь птенцы гнезда Тарана и просто единомышленники. Зажечь людей и объединить всех в одну команду – бесспорный талант Юрия Николаевича. Человеческий и управленческий. Его команда в управлении образования – такие же фанатики работы, как и шеф. Приходят к 8 утра и уходят… когда надо. У них приняты мозговые штурмы и личная скромность. Проблему выгорания решают по-тарановски – придумывают друг для друга необычные праздники.Это я забежала вперед, но ведь уже понятно, что такого активного по жизни человека не могли не заметить. К 2002 году Таран уже был заведующим кафедрой управления педагогическими системами Липецкого пединститута, и на выборах главы области Олег Королев пригласил стать его доверенным лицом от педагогической общественности. Вскоре Королев стал во второй раз губернатором и в 2003 году предложил Тарану возглавить Департамент образования области. Последовали четыре бессонные ночи, но выбор был сделан.- Посыл губернатора был простым и эффективным: если вы занимались повышением квалификации директоров и завучей, то надо убедиться, насколько ваша деятельность соответствует реальности, – поясняет Юрий Николаевич.Аргумент сработал. Таран ведь не только романтик, но и государственник по убеждениям – даром что ли историк? Он меряет свои действия на посту главы областного образования мерилами государственной пользы и необходимости. Для него это не значит просто взять под козырек – нужно обязательно понять, осмыслить, скорректировать и адаптировать под особенности области.Поэтому (и Юрий Николаевич этим гордится) его команда не провалила ни один крупный проект – ни национальный проект «Образование», ни национальную инициативу «Наша новая школа». А по нескольким позициям Липецкая область оказалась в числе лидеров. Недавнее достижение: 5 школ области вошли во Всероссийский топ-500 лучших школ страны. А ранее, в 2008 и 2009 годах, регион занимал высшие строчки образовательных рейтингов, составленных правительством. Это было связано с самыми болезненными процессами в новейшей истории российского образования – оптимизацией сети образовательных учреждений и новой системой оплаты труда. Всегда ли Таран согласен как педагог с тем, что он делает как чиновник?- Зачастую то, что спускают сверху, достаточно спорно, – признает наш герой. – Но, к счастью, педагог во мне все чаще и чаще соглашается с управленцем. Потому что управленец видит, что 5-6 лет, которые проходят между принятием решений и их воплощением, многое меняют. Результаты показывают, что мы были правы.Дается эта уверенность нелегко.- Было, что меня встречали у подъезда и угрожали, если закрою школу, – вспоминает Юрий Николаевич. – И в этот момент я опасался за семью.Приходилось концентрировать весь свой дар убеждения. Но ни одного крупного скандала не произошло. Возможно потому, что Таран исповедует честность перед всеми – начальством, подчиненными, детьми, родителями, учителями.- Если у нас списывают на ЕГЭ или педагоги не всегда хорошо работают, я так и говорю, – заявляет Таран. – Не всем коллегам это нравится. Но я считаю, что у нас должна быть единая корпоративная этика, распространяющаяся на детей, родителей и педагогов.Кстати, о ЕГЭ. По идее начальника управления образования и науки с 2005 года учителя области проходят аттестацию на высшую категорию в форме единого экзамена (как одного из ее этапов). Это чтобы все было по справедливости – учителя и дети в одной лодке. Вообще за честный ЕГЭ Таран и его команда борются с самого начала его проведения в области. Не хочется бросать тень на свою репутацию региона с высоким числом стобалльников. Из-за этого они давно ходят в «любимчиках» Рособрнадзора. Но тому, кто сделал процедуру максимально открытой, не страшны проверки. Наоборот, как люди креативные, команда Тарана разработала свои предложения по защите единого экзамена от нарушений и презентовала их на совещании ведомства в Санкт-Петербурге. Теперь некоторые свои идеи в переработанном виде липчане могут увидеть в движении «За честный ЕГЭ», которое в этом году инициировал Рособрнадзор.В Липецкой области еще раньше сделали главную ставку в предотвращении списываний на работу с ребятами и их родителями. С прошлого года проводятся муниципальные родительские собрания, где Таран или его замы вместе с психологом и другими специалистами разъясняют и показывают, как справиться со стрессом. А в этом году к родителям присоединили и детей. Мам и пап анкетируют и дают порешать пробные задания на ЕГЭ, чтобы они поняли – экзамен под силу практически каждому, дети участвуют в опросах и забавных флешмобах. Разумеется, говорят и о последствиях списывания на ЕГЭ – никому не хочется продолжить список из 250 выпускников, не сдавших экзамен.Что думает о себе сегодняшнем сам Таран и строит ли планы на будущее?- Система государственного управления мне сегодня нравится, тем более что я действительно почувствовал вкус к этой работе. Я просто хочу, чтобы образование было успешной отраслью не только с финансовой точки зрения, но и с гуманитарной, человеческой, – убежденно говорит Юрий Николаевич. – Но самое главное, я понимаю, что это та сфера, где можно творить. Это работа абсолютно не скучная, не однообразная, она скорее требует серьезной концентрации, как в спорте. Так что работу свою я люблю и пока не готов пробовать себя в других ролях.Что и говорить, Юрия Тарана тоже любят и ценят, и не только «свои» – на личном приеме граждан становится очевидно, что к нему идут с подсознательным доверием, практически как к психологу. И он это доверие, как правило, оправдывает. Его работа отмечена двумя высокими государственными наградами – медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени. Пожалуй, это оценка и того, что почти за 11 лет в кресле главы образования области Таран так и не стал чиновником «в футляре». И хотелось бы сказать, что Юрий Таран – представитель нового поколения талантливых и творческих региональных управленцев в образовании, но, честно говоря, похожих на него я больше не знаю. А жаль: когда у власти такое – открытое и человечное – лицо, отношение народа к ней меняется……Наш герой, как и в детстве, любит зверье в лице своего персидского кота Ульяна, каждую субботу играет в футбол и по-прежнему зачитывается не только Буниным, Чеховым и мемуарами (дань зрелости), но и Конан Дойлом. Поэтому и культовый британский сериал «Шерлок», столь любимый сейчас у молодежи, не пропустил.- Бенедикт Камбербэтч – мой герой, – смеется Юрий Николаевич.Так что общий язык с младшей дочерью, 13-летней Аней, он находит, хотя и не фанат гаджетов («компьютер для меня только рабочий инструмент и источник информации»), не общается в соцсетях и важные тексты по-прежнему пишет сначала от руки. Зато улыбка у него потрясающая. По-прежнему абсолютно мальчишеская. Кажется, в нем не умер ни 15-летний капитан, ни Печорин. И этому можно лишь по-хорошему позавидовать!
Комментарии