Омский танковый инженерный институт недавно отметил 65-летие. К празднованию очередного дня рождения учебного заведения приурочили открытие обелиска в честь выпускников – Героев Советского Союза и России. На мраморе золотом выбиты тридцать четыре фамилии. Открытие мемориала – не только дань памяти и уважения к тем, кто, не щадя себя, воевал за Отечество. Это еще и напоминание сегодняшним курсантам: вам есть на кого равняться, не подведите!
В ногу со временем
Омский танковый инженерный институт ведет свою историю от Бобруйского пехотного училища. Оно было сформировано накануне Великой Отечественной войны на территории Белоруссии, где вскоре развернулись ожесточенные сражения. В то время Красной Армии катастрофически не хватало мощных тягачей для артиллерии и специалистов, умеющих обслуживать эту технику. Поэтому Бобруйское пехотное было срочно преобразовано в военно-тракторное училище. Стремительное наступление вермахта заставило передислоцировать училище в Камышин, на Волгу. В январе 1942-го училище стало танковым и развернуло подготовку командиров экипажей Т-34. А летом 1943 года училище было переведено в Омск, который и стал местом постоянной дислокации учебного заведения.
Сегодня Омский танковый инженерный институт – единственный в России военный вуз, в котором готовят инженеров-танкистов, способных обслуживать самую современную бронетехнику. На занятиях курсанты изучают не только основные для Российской армии Т-72 и Т-80, но и новейшие Т-90С и Т-80У. Не обходят вниманием и боевые машины пехоты – БМП-2, БМП-3, а также другую гусеничную и колесную технику. Будущих инженеров учат не просто разбираться в устройстве боевых машин, уметь их эксплуатировать, обслуживать, ремонтировать, но и, образно говоря, понимать танк, как живое существо. Преподаватели института уверены: только при живом интересе к технике из курсанта получится настоящий инженер.
Выпускники Омского танкового, как правило, занимают должности заместителей командиров частей и подразделений по вооружению. Они отвечают за боеспособность всей «брони», которая находится в распоряжении роты, батальона, полка, дивизии. И хотя инженеры-танкисты не командуют экипажами танков, они должны уметь водить боевую машину и стрелять из нее. Поэтому каждое утро из парков боевой техники института два десятка танков отправляются в стокилометровый марш по маршрутам танкодрома. Форсирование искусственных и естественных преград, прохождение по узким мостам и заболоченным участкам местности – все это входит в программу обучения вождению. А в ходе огневой подготовки будущих инженеров-танкистов курсантов учат владеть вооружением боевых машин.
Перед тем как будущий инженер сядет за рычаги настоящего танка, он постигает тонкости вождения на тренажерах, полностью имитирующих поведение «семьдесят второго» или «восьмидесятки». Это позволяет не тратить лишние тонны солярки и начинать полевые занятия, когда курсант уже представляет, как реагирует машина на действия механика-водителя.
Недавно институт отправил восемь тренажеров на Курганский машиностроительный завод для модернизации. Обновление программного обеспечения позволит обучать курсантов вождению самых современных модификаций отечественных танков.
Обновление проходят не только тренажеры. Стремительное развитие боевой техники, появление новых систем танкового вооружения и защиты вынуждает вносить изменения в учебные программы, некоторые из которых уже устарели и не соответствуют современному уровню развития вооружений и состоянию военной науки.
По закону институт имеет право ежегодно корректировать десятую часть учебных программ. Этого вполне достаточно для того, чтобы образовательный процесс не отставал от научно-технического прогресса.
Факультет дружбы народов
В 1992 г. в Омском танковом инженерном институте появился «иностранный» факультет, на котором проходят обучение граждане бывших советских республик. После развала Союза выяснилось, что в большинстве стран ближнего зарубежья нет военных вузов, способных готовить инженеров по эксплуатации боевой техники. В то же время в армиях этих республик оказалось немало танков, БМП и БТР, которые нуждаются в обслуживании и ремонте. Поэтому в некоторых странах СНГ было принято решение учить специалистов в Омске.
За годы своего существования «иностранный» факультет произвел уже семь выпусков. Российские курсанты по аналогии со знаменитым московским университетом называют его «факультетом дружбы народов». Полсотни иностранных курсантов представляют четыре государства – Армению, Кыргызстан, Казахстан и Таджикистан. Из бюджетов этих стран оплачивается обучение будущих инженеров. Кстати, весьма недешевое. И тем не менее, это сотрудничество выгодно обеим сторонам. Наши соседи получают дипломированных специалистов, а институт – необходимые финансовые средства.
– Для института это серьезная финансовая поддержка, – говорит начальник Омского танкового инженерного института полковник Александр Яковенко. – За счет этих денег мы совершенствуем материальную базу учебного заведения, повышаем качество учебного процесса.
Иностранные курсанты учатся по тем же программам, что и российские. При этом у иностранцев по сравнению с россиянами даже больше возможностей для получения знаний и формирования навыков.
– Если наши курсанты занимаются в группах по тридцать человек, то иностранные – по пять, максимум десять, – объясняет начальник кафедры боевых гусеничных машин полковник Олег Серяков.- Отсюда и лучшее усвоение материала. Когда курсантов мало, до каждого можно донести учебный материал, каждому повторить. Поэтому поначалу иностранцы учились иногда даже лучше, чем российские курсанты.
Но вскоре ситуация начала меняться. В бывших советских республиках с каждым годом все меньше говорят по-русски, поэтому многие первокурсники-иностранцы уже с трудом понимают преподавателей. К тому же базовая подготовка курсантов оставляет желать лучшего. Многие даже не окончили школу, а вступительные экзамены они сдают на родине. По словам Олега Серякова, лучше других иностранцев учатся курсанты из Армении, а вот таджики отстают, особенно в последние годы. Впрочем, у представителей каждой республики есть свои двоечники и свои отличники. Например, в этом году наряду с тремя российскими медалистами получил золотую медаль и выпускник-таджик.
Государства, направляющие курсантов на обучение в Омский танковый институт, заинтересованы в том, чтобы выпускники возвращались в их национальные армии, а не уходили на «гражданку». Поэтому с будущим курсантом заключается контракт. Например, курсант из Армении Гарик Саркисян обязан по окончании института отслужить в вооруженных силах своей страны не менее пятнадцати лет. Гарик уверен, что полученное в Омске образование позволит ему более успешно продвигаться по служебной лестнице. По мнению курсанта из дружественной страны, Омский танковый институт дает все возможности для тех, кто хочет учиться.
Обучение специалистов в России помогло странам СНГ компенсировать нехватку квалифицированных военных специалистов. В некоторых из них в последние годы созданы собственные вузы, и потребность в российском образовании снизилась. В прошлом году только Армения направила четырех курсантов в Омск. Тем не менее, очевидно, что по качеству инженерного образования ни один военный вуз на постсоветском пространстве не сможет составить конкуренции Омскому танковому институту.
Как два танка
Омский танковый институт по-своему уникален не только своей спецификой, направленностью обучения. Пожалуй, только здесь учатся сразу четырнадцать курсантов-близнецов. Было время, когда число близнецов доходило до двадцати четырех. Почему именно в этом военном вузе их так много, никто не знает.
Братьев Трубаченко до сих пор путают и друзья-курсанты, и преподаватели, хотя они уже полтора года учатся в институте. Петра норовят назвать Степаном, и наоборот.
– Некоторые даже, чтобы не ошибиться, обращаются: Петя-Степа, – смеется Петр, – но мы не обижаемся.
– А есть такие, кто различает вас?
– Некоторые уже научились, а кто-то только по сапогам различал. У меня раньше были сапоги с хлястиком, а у Степана – без. А теперь у него тоже с хлястиком. И все опять путают нас, – отвечает Петр Трубаченко.
Петр старше Степана «аж» на целых сорок пять минут, поэтому ведет себя как старший. Он чаще проявляет инициативу, а Степан в основном поддерживает его. Впрочем, братья обязательно советуются и все решения принимают вместе. Поступать в танковый институт тоже решили вместе. Даже мысли не было – учиться порознь. Однако сидят близнецы за разными партами. Поясняют: чтобы слишком не надоедать друг другу.
И, вообще, учатся каждый для себя. Но все же иногда выручают по-братски. Как-то однажды Степан сдал зачет дважды – за себя и за Петра, который в тот день оказался не готов. Никто не обнаружил подмены.
Служить братья будут тоже в одной части. Существует в армии такой неформальный закон – близнецов не разлучать.
– Я всегда, сколько помню себя, знал, что у меня есть брат, чувствовал его поддержку, – делится Петр.- И дело даже не в том, что мы близнецы. Брат всегда должен помогать брату, похож он на него или нет.
Кроме близнецов-курсантов, в Омском танковом есть еще и близнецы-преподаватели – братья Воробьевы. По словам преподавателя правоведения подполковника Андрея Воробьева, ему легче учить курсантов-близнецов. Он понимает их психологию.
– Например, говорю ему: «Смотри, брат пятерку получил, а ты двойку, как же так…» А близнецы сильнее хотят быть во всем похожим на своих братьев. Вот и стараются, исправляют.
Выражение «похожи как две капли воды» в альма-матер инженеров-танкистов переделали на свой лад. Здесь говорят про близнецов: «Похожи, как два танка».
Комментарии