Первый произведенный отечественной промышленностью танк «Русский Рено» вышел за ворота нижегородского завода в испытательный пробег 31 августа 1920 г. А начало русскому танкостроению было положено раньше.
Прародители
Опытные образцы первых русских танков появились во время Первой мировой войны. Танк Пороховщикова изобретатель назвал «вездеходом». Маленькая, маневренная машина с пулеметом могла на одной широкой гусенице пройти даже по болоту. Но военное ведомство заинтересовалось другой машиной – Лебеденко. Этот танк с боковыми колесами в 9 м был похож на огромный трехколесный велосипед, двигающийся задом наперед. На испытаниях он легко повалил березу, но затем застрял и не смог выбраться.
В 1919 г. в боях с французскими интервентами под Одессой красноармейцы захватили несколько танков «Рено». Трофей стал образцом для создания первого советского танка в Нижнем Новгороде на заводе «Красное Сормово».
В Красной Армии к танку относились очень серьезно, так как на поле боя встречали в нем грозного противника. Особенно запомнился неудачный штурм Варшавы в августе
1920 г. Поляки, которых Париж и Вашингтон вооружили бронетехникой, применили ее массированно и эффективно, а у красных на том участке фронта танков не было.
В Красной Армии к концу Гражданской войны было около 80 трофейных английских и французских танков. В 1920 – 1921 гг. выпустили 15 танков «Русский Рено». В 1925 г. разработали проект отечественного танка Т-18 или МС-1 («Малый сопровождения») с экипажем 2 человека, скоростью в 17 км в час и в 1927 г. приступили к крупносерийному производству. На его башне установили пушку калибра 37 мм и пулемет. МС-1 показал себя во время конфликта на КВЖД в 1929 г. 9 машин атаковали позиции врага, вторгшегося на советскую территорию.
В 1930 г. был создан средний танк Т-24, но он не внушил доверия Кремлю. Требовалась техника, которая позволяла бы развернуть массовое производство.
Ударная сила
Москва обратилась к зарубежному опыту. Германские идеи (танк ГТ) ее не устроили, привлекли танки «Кристи» (США), «Виккерс» (Великобритании) и танкетки. На базе «Кристи» создали БТ-2, БТ-5, БТ-7, а на базе «Виккерс» – многочисленные модификации Т-26.
БТ был оригинален. Американец Кристи создал машину, ставшую прототипом БТ-2, скоростной, потому что хотел сделать «танко-самолет» с планером, авиадвигателем и пропеллером. Не получилось. Но машина разгонялась до 100 км в час и в 1932 г. научилась прыгать через ров. В СССР такие эксперименты с БТ были произведены в 1936 г.
Прославился и Т-26. Ему принадлежат лавры первой в истории победы во встречном танковом бою в Испании. 29 октября 1939 г. под Мадридом у селения Сесенья Т-26 «раздавили» итальянские малые танки (по сути – танкетки) «Ансальдо». Там же состоялся и первый в истории танковый таран. Советский танкист Осадчий своим Т-26 сбросил итальянскую танкетку в ущелье.
Конструкторы и военные хотели приделать к танку… «паучьи ноги» для преодоления препятствий. Эту идею в 1913 г. выдвинул австрийский офицер Бурштын, а позже воплотил в металл английский инженер Штрауслер на «Виккерс – 6 тонн», который стал прототипом нашего Т-26. На испытаниях «Виккерс» при помощи «ног» преодолевал ров в 3,2 м, а на гусеничном ходу – лишь 1,8 м. В СССР это вызвало интерес. Но так как в Англии от «паучьих ног» отказались, то и в Москве махнули рукой. В СССР занялись плавающим танком.
Т-37 с хлипкой броней и пулеметным вооружением, скопированный с американской танкетки и названный малым танком сопровождения (как и созданный на его основе Т-38), умел плавать. Одним из самых оригинальных довоенных легких танков стал плавающий Т-40.
Т-37 стал первым прыгать с небес на воду. Эти эксперименты проводил знаменитый Жозеф Котин – создатель танка КВ. В Военной академии моторизации и механизации РККА он занимался не только разработкой конструкций сверхтяжелых танков, но и экспериментами по воздушному десантированию бронетехники. В 1935 г. с самолетов ТБ-3 сбрасывали Т-37 с низких высот без парашютов.
Искали и другие пути. Под тяжелый самолет ТБ-3 подвешивали легкую танкетку Т-27. Этой проблемой занимался конструктор самолетов и планеров Гроховский, КБ которого разрабатывало технику для зарождавшихся ВДВ. На учениях 1935 и 1936 гг. танкетки Т-27 перебрасывали по воздуху.
А еще к танку стали приделывать крылья – планер, который на буксире поднимал в воздух мощный самолет. Танк с планером должен был самостоятельно приземляться, сбросив крылья, вступать в бой. Эту идею в 1942 г. осуществил конструктор Антонов, создав планер «Крылья танка» Но после первого пробного полета от идеи отказались.
Кроме легких танков, в Советском Союзе конструировали и гиганты, такие как средний Т-28 с тремя башнями и пятибашенный Т-35, который создавали как боевую машину качественного усиления при прорыве укрепленных полос обороны противника. По сути, это сухопутный крейсер. Его недостаток – малая маневренность. При весе в 50 т он был неповоротлив. Т-35 выпускался с 1933 по 1939 г., воевал в Зимней войне на Карельском перешейке и в начале Великой Отечественной.
Массовыми советскими танками были БТ и
Т-26. С ними много экспериментировали. После того как в 1935 г. итальянцы эффективно применили легкие огнеметные танки в Абиссинии, были созданы легкий огнеметный танк ОТ-26, вооруженный пулеметом и огнеметом, и легкий огнеметный танк БТ-7 с пушкой и вспомогательным огнеметом.
Легкие Т-26-ПХ и БТ-5-ПХ были оборудованы воздухопитающей трубой, уплотнениями и устройствами, обеспечивающими герметичность корпуса для преодоления водных преград глубиной до 5 м.
Во время Финской кампании испытывали мощные двухбашенные танки СМК и Т-100. Их броню не могли взять финские 37-мм противотанковые пушки.
Для Великой Победы
Неповоротливых монстров сменил тяжелый танк, сочетающий высокую защищенность, подвижную мощь и сокрушающую силу оружия –
КВ-1, созданный Котиным. КВ приняли на вооружение в 1939 г., он участвовал в Финской кампании. Ее опыт подсказал идею «взломщика обороны» КВ-2 с 152-мм гаубицей.
Еще одним шедевром советского танкостроения и непревзойденным «русским брендом» Второй мировой войны стал знаменитый Т-34. В «тридцатьчетверке» было достигнуто уникальное сочетание оптимальных качеств среднего танка.
Мало кто знает, что создатель Т-34 Михаил Кошкин познакомился с танком в 1919 г. в Царицыне. В 1920 г. его направили на завод «Красное Сормово», где создавали «Русский Рено». Кошкин «заболел» танками, но по приказу партии возглавил… кондитерскую фабрику в Вятке. И все-таки сумел получить инженерное образование в Ленинграде, добился специализации в области конструирования танков. В 1936 г. за участие в создании танка с противоснарядной броней Т-46-5 его наградили орденом Красной Звезды, а в 1937-м назначили главным конструктором Харьковского завода. Михаил Ильич считал, что танк должен иметь хорошую бронезащищенность, подвижность ему обеспечит установка мощного дизеля, а огневая мощь должна позволять бороться с противником на дистанциях в 1000 – 1500 м. Эти идеи он реализовал в «тридцатьчетверке», которая стала самым знаменитым и самым массовым танком Второй мировой войны. Лобовая броня Т-34 могла выдержать не одно прямое попадание снарядов.
«Холодная война»
После Второй мировой началась «холодная война». В Европе по обе стороны «железного занавеса» выстроились армады танков.
КБ в Нижнем Тагиле под руководством Морозова в 1945 г. начало работу над Т-44. Он стал переходным к 36-тонному среднему Т-54, на котором было установлено оборудование для подводного вождения. Танк мог переходить реки шириной до 700 м, глубиной в 5 м.
В 1951 г., когда Т-54 приняли на вооружение, Морозов с частью коллектива КБ и заводчан вернулся в Харьков. Конструкторов с 1953 г. возглавил Карцев. Он «довел до ума» Т-54. Ранее гарантийный пробег составлял 1000 км, а главный конструктор добился 10000 км.
Одновременно с Т-54 на вооружение был принят легкий плавающий танк ПТ-76, разработанный в ленинградском КБ Котина. Впервые в мире на нем установили водометный движитель. Скорость на воде – 10,2 км в час. Для спуска на воду танку в отличие от зарубежных аналогов не требуется длительная подготовка.
Тяжелые танки потерпели «поражение». В 1947 г. был создан ИС-4, в 1953 г. начал серийно выпускаться разработанный Котиным тяжелый Т-10. Модернизировались ИС-2 и ИС-3. Был создан опытный образец сверхтяжелого 68-тонного ИС-7.
Ленинградское КБ создало и уникальный четырехгусеничный опытный образец тяжелого танка высокой проходимости «объект 127» с дизайном начала космической эры. Но Хрущев был неумолим: тяжелые танки не нужны.
В результате модернизации танка Т-54 получился танк новой ядерной эры – Т-55. Главными его отличиями была противоатомная защита (ПАЗ) и увеличение мощности двигателя. Внутри корпуса по броне был защитный слой («подбой»), от радиоактивной пыли экипаж предохраняло создание в корпусе танка избыточного давления, чтобы не допустить проникновение зараженного воздуха извне.
В 1957 г. Т-55 принят на вооружение Советской Армии.
Особую роль в создании противоатомной защиты Т-55 сыграли учения на Тоцком полигоне с применением ядерного оружия 14 сентября 1954 г. На них была спецпрограмма. Экипажи на двух Т-54 должны были пройти в эпицентр взрыва и взять там образцы грунта, замерить радиацию. Группу возглавлял главный инженер института «Полигон» в Кубинке Сыч. Перед началом учений к нему и его подчиненным подошел создатель атомной бомбы академик Курчатов и сказал: если вернутся живыми, экипажам – ордена, а Сычу – звание Героя Советского Союза. Вернулись… Но награда обошла одного Сыча. Он был ранее репрессирован и освобожден при содействии Берии, которого к тому времени отстранили от власти, осудили и расстреляли.
Т-55 даже плавать научили по Черному морю с приделанными к бортам понтонами из алюминия. На каждом был двигатель. Когда танк, съехав в воду своим ходом, переходил на «водное движение», за ним с трудом могли угнаться военные катера. В шутку боевые машины с понтонами назвали «танками на подводных крыльях».
Наши средние танки Т-54 и Т-55 были образцами для зарубежного танкостроения, поставлялись в более чем 40 стран мира, многие служат до сих пор. Во многих странах реализуют программы модернизации Т-55, они приобретают современные боевые качества.
Основной взамен среднего
Мировое танкостроение пришло к мысли, что «разнокалиберность» танков не соответствует времени. Вместо среднего и тяжелого нужен один – «основной» танк с лучшими качествами обоих.
Эту идею стремился реализовать в Харькове Морозов, создавая революционный для того времени Т-64. В Нижнем Тагиле Карцев шел эволюционным путем, постоянно улучшая качества машины. Но Т-62 еще оставался средним танком.
Хрущеву представили новый образец мощной пушки. Он заинтересовался: нельзя ли пушку поставить на танк? Был отдан приказ: выпустить 200 машин с ней. Но кто? Морозов создавал лишь опытные образцы. Значит – Карцев.
Задание было отработано. А в январе 1961 г. стало известно, что новый американский танк М-60 с мощной 105-мм пушкой неуязвим для орудия Т-55. Это вызвало тревогу в Кремле и Минобороны. И было от чего. Только что мирно разрешился Берлинский кризис, когда после возведения стены вокруг западного сектора германской столицы советские танки противостояли танкам НАТО, и Европу трясло от угрозы новой войны. Говорят, маршал Чуйков, узнав, что пушка для танка есть, но якобы не выдержит ее веса балансир, резко заявил: «Какой там еще балансир! Хоть на свинью мне ее ставьте, но чтобы пушка была!»
Т-62 появился как главный артиллерийский танк своего рода. На нем стояла 115-мм гладкоствольная пушка с дальностью стрельбы прямой наводкой до 4 км. Выросли скорость полета снаряда и эффективность боеприпаса. Танк пошел в серию, последний советский средний танк оказался исключительно хорош для своего времени и разошелся по многим странам мира, воевал на Синае и Голанских высотах, в Ираке и Афганистане.
Уникальный, первый в мире ракетный танк создало КБ Карцева совместно с московским КБ-1 (ныне – ЦНИИ «Комета»), занимавшимся ракетной техникой и вооружением, и построил «Уралвагонзавод». Его назвали «Дракон», а в шутку – «Змей Горыныч». У него не было пушки, он мог стрелять ракетами.
Новинку Морозова Т-64 с 115-мм гладкоствольной пушкой приняли на вооружение в 1967 г. Впервые в истории на машине с традиционной компоновкой и пушкой большого калибра автоматизировали процесс заряжания. В 1968 г. начали выпуск модернизированного Т-64А с
125-мм пушкой. В 1976 г. на нем установили комплекс для стрельбы через ствол управляемой ракетой, и танк получил наименование Т-64Б, а после навешивания на броню динамической защиты – Т-64БВ.
Нижний Тагил разрабатывал свой танк. Когда Карцеву удалось показать его преимущества министру Звереву, тот предложил наработки тагильчан поставить на Т-64. Карцев, получив 6 машин, переделал их. Так родился симбиоз танков Карцева и Морозова, причем тагильского в харьковском танке было больше. Карцеву вновь удалось сохранить свой танк. И он даже остался в выигрыше, взяв от навязываемого Т-64 лучшее и создав превосходный Т-72. Правда, доводили новый танк уже без Карцева, который в 1969 г. покинул Нижний Тагил, но продолжал поддерживать свое детище в Москве. Тагильское КБ возглавил главный конструктор Венедиктов.
Двухтактный двигатель Т-64 был ненадежен. Это вызвало жалобы из войск. И министр обороны маршал Устинов решил обратиться к газотурбинному направлению. На совещании с руководителями авиационной, оборонной промышленности, конструкторами и представителями бронетанковых войск решили поручить Кировскому заводу под руководством Попова и конструктору авиационных газотурбинных двигателей Изотову, создать силовую установку. Выбрали мощный вертолетный двигатель. Танк оставался основным, должен был иметь 125-мм пушку. И в Ленинградском КБ Кировского завода появился газотурбинный Т-80.
Чтобы сравнить Т-64, Т-72 и Т-80, высшее руководство страны решило провести широкомасштабные танковые марши. Они проводились регулярно в 1970-х гг. Поначалу это были сравнительные испытания, потом превратились в ежегодные состязания. Их называли «звездные бега» или «звездные гонки».
Участники «гонок» рассказывают, что в 1978 г. колонны на марше застал День танкиста. Стали отмечать, и главные конструкторы Шомин (Харьков) и Попов (Ленинград) заспорили, чей танк лучше. А Венедиктов, который и сменил в Нижнем Тагиле Карцева, помолчав, сказал: «Вы, ребята, спорьте, как хотите, а на моем танке полмира воюет».
Окончание в следующем номере
Комментарии