search
main
0

Танк назвали «Таня». ​Дети войны

Дети войны… К этой категории отношусь и я. В те далекие грозные годы наша Вахонькинская школа размещалась в пяти деревянных зданиях. Занятия в военное лихолетье начинались с 1 октября. И примерно до половины октября в школу вместе с учебниками приносили серпы, так как каждый день после уроков вместе с учителями дети шли на поля дожинать остатки яровых.

Несмотря на войну, школа работала в обычном ритме – ежедневно по расписанию было 6 уроков. Обязательным предметом начиная с третьего класса было военное дело. Проходили  политинформации, на которых освещались военные события. Газеты, рассказывающие о подвигах Александра Матросова, Зои Космодемьянской, героев-молодогвардейцев, зачитывались до дыр. К каждой деревне были прикреплены шефы из учеников, которые не только читали жителям газеты, сообщали новости с фронта, но и помогали управляться с хозяйством. В летние каникулы дети пасли скот, в том числе и в ночное время, участвовали в заготовке сена.Конечно, самая напряженная работа была осенью, когда нужно было убрать урожай до последнего колоска.Дети становились у барабанов молотило, и некому было заботиться об охране здоровья. Мы прекрасно понимали ситуацию и заботились о себе сами. Ученики и учителя принимали участие в сборе средств на танковую колонну. Например, на танк «Таня» нами было собрано 800 рублей. В 1943 году мы отправили на фронт 12 посылок с варежками, носками, кисетами. Кроме того, одних дров для школьных печей надо было заготовить около тысячи кубометров. Очень трудно жилось детям из дальних деревень в пришкольном интернате. Освещались комнаты керосиновыми фитилями – на каждой тумбочке около кровати стояла бутылочка, заправленная керосином, в которую вставлялся фитиль. При таком освещении учили уроки. Учебники выдавали один на 4-5 человек. Писали между строк на старых книгах, газетах, чернила умудрялись делать из сажи, волчьих ягод и черники. Питание было весьма скудным. По утрам пили кипяток с вяленой свеклой или брюквой, съедали по мизерному кусочку хлеба. В обед подавали кислые щи или суп с ячневой крупой и кипяченую воду. Вечером – каша из пшеничной, овсяной крупы. Хлеб пекли с примесями толченых головок клевера, льна, мха, луговой травы. В таких условиях мы учились, трудились, но оптимизма не теряли и ждали победы, верили в нее.Галина ИВАНОВА, учитель-краевед, с. Никольское, Кадуйский район, Вологодская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте