search
main
0

Танк-диверсант из Белоруссии

Известно, что промышленность России, и в том числе оборонно-промышленный комплекс, переживает сегодня не самые лучшие свои времена. Но к чести “оборонщиков”, хоть и не так часто, как раньше, но они продолжают удивлять мир уникальными разработками. Не отстают от них и белорусские коллеги, которые не так давно “выкатили” на первый публичный просмотр новый 27,5-тонный легкий танк – 2Т. Впрочем, 2Т – это рабочий индекс разведывательно-диверсионной машины (РДМ). Вскоре она может сменить название. Новинка, созданная, отметим, на свой страх и риск минским предприятием “Минотор-сервис”, привлекла повышенный интерес иностранных специалистов на крупнейшей выставке вооружений в Объединенных Арабских Эмиратах “IDEX” . О ней наш рассказ.

2Т, как сейчас модно говорить, эксклюзив , действительно новинка в полном смысле этого слова. В мире подобной бронемашины на гусеницах вы не найдете. Она предназначена для ведения глубокой разведки и диверсионных операций в оперативном тылу противника в автономном режиме, уничтожения таких важных объектов, как командные пункты, узлы связи, мосты. А кроме этого, 2Т может лазерным лучом подсвечивать цель для управляемых артиллерийских снарядов типа “Краснополь” на конечном участке их траектории.
Начав создание разведывательно-диверсионной машины более четырех лет назад, белорусы, как говорится, попали в “десятку”. Судите сами, небольших локальных конфликтов становится все больше – Чечня, Югославия, Македония, Афганистан… Этот список можно продолжить. Отличительная их черта – отсутствие четкой линии фронта как таковой и активное применение рейдовых операций, диверсий. Вести разведку при помощи авиации, БПЛА (беспилотный летающий аппарат) в таких условиях не всегда эффективно. Противник немногочислен, мобилен и в случае обнаружения с воздуха успевает передислоцироваться. Также с воздуха трудно определить, кто внизу, мирный житель или боевик.
Поэтому в таких войнах необходимы высокомобильные, автоматизированные наземные разведывательные средства с экипажем. Они должны собирать, обрабатывать и передавать информацию, быть высокоскоростными, маневренными и малозаметными, а также хорошо вооруженными и защищенными. Такие машины могут использоваться в условиях локальных конфликтов низкой и средней интенсивности, для патрулирования прифронтовой зоны, уничтожения важных целей на глубине до 300 километров от линии фронта. При этом колесные разведывательные машины, как правило, не имеют мощного вооружения, не обладают сравнимой с гусеничными проходимостью.
Специалистам из Белоруссии удалось создать машину, отвечающую всем этим требованиям, причем опередив западных конкурентов на несколько лет.
Кто же они – создатели 2Т?
Минское предприятие “Минотор-сервис” (генеральный директор Валерий Гребенщиков), существует 11 лет. Основное направление работ – модернизация ЗСУ “Шилка” (совместно с Ульяновским механическим заводом), модернизация БТР-50ПКМ и, естественно, новые разработки. Впрочем, как отметил Валерий Гребенщиков, представляя новинку, в ее создании участвовали российские “оборонщики”, а также ряд фирм Украины, Польши, Германии.
Что же представляет собой новый легкий разведывательно-диверсионный танк?
Он выполнен по классической компоновке: механик-водитель – впереди, боевое отделение – в центре, двигатель и трансмиссия в корме. Новинка вобрала в себя все современные разработки белорусских и российских ученых. Например, при ее создании использовалась технология “Стелс”. Поэтому 2Т малозаметен в тепловом и радиолокационном диапазонах.
Корпус машины имеет сплющенную форму, на нем нет острых кромок, углов, выступающих частей, а его специальное покрытие рассеивает отраженный поток радиолокационных лучей. Также по сравнению с обычным танком и БМП двигатель 2Т производит гораздо меньше шума. Одним словом – “бронеразведчик”.
Разведывательные средства, установленные на машине, позволяют вести оптическое и радиолокационное наблюдение, ставить помехи, осуществлять радиоперехват, передавать добытую информацию в виде телевизионной “картинки” по радио в закрытом режиме.
Еще одно ноу-хау – выдвижная телескопическая мачта, на которой крепится оптика и радиоэлектронные приборы. Она позволяет экипажу значительно увеличить обзор местности. Наблюдение, сбор и обработка информации проводятся с помощью многоканальной оптико-локационной системы, имеющей оптический (дневной) и пассивный тепловизионный (ночной) каналы. Система обнаруживает, идентифицирует, выбирает и автоматически сопровождает по угловым координатам наземные и воздушные цели.
Для определение дальности до цели используется оптический или лазерный дальномер. Система навигации включает приемник спутниковой системы определения своего местоположения ГЛОНАСС/GPS и позволяет вычислять точные координаты целей и передавать их по скоростной линии кодовой связи на пункт боевого управления. В состав экипажа, состоящего из трех человек, может быть включен офицер-разведчик.
Вооружение у 2Т мощное, оно состоит из стабилизированной 30-мм автоматической пушки со спаренным пулеметом калибра 7,62 мм, 30-мм автоматического гранатомета, двух спаренных пусковых установок ПТУР “Атака” и зенитных управляемых ракет “Игла”, 12 противотанковых мин (для ручного минирования). Пусковые установки ракет расположены в башне. Они в целях скрытности сделаны выдвижными. Запас боеприпасов, топлива, продовольствия и воды позволяет автономно вести боевые действия в течение нескольких суток.
К достоинствам 2Т стоит отнести и его необычайно высокую для машин такого класса скорость – до 95 км/ч. Запас хода по топливу – 1.000 км. Естественно, ни на танке, ни на БМП ее не догонишь, да и поразить цель, мчащуюся со скоростью под 90 км/ч, маловероятно. Обеспечивает такие высокие скоростные и маневренные характеристики мощный дизельный 780-сильный двигатель В-46, гидромеханическая трансмиссия, гидрообъемный механизм поворота и активная гидропневматическая подвеска.
Заметьте, что 2Т разгоняется до максимальной скорости за считанные секунды, легко расправляется с различными препятствиями, “прыгает” с трамплинов, как легковой автомобиль. Телевизионная система заднего обзора позволяет уверенно двигаться, маневрировать задним ходом. Это новшество, кстати, появилось с учетом опыта чеченских кампаний, когда механик-водитель БМП во время боя боялся резко сдавать назад, не зная, прячутся ли там от огня противника свои бойцы.
Новый легкий танк отличается легкостью в управлении, так как в системе поворота – специальные компенсаторы, увеличивающие нагрузку на органах управления.
Максимально продуманна в новинке и система защиты экипажа. Учтен опыт Афганистана и Чечни, поэтому система противоминной защиты сделана на уровне современных основных боевых танков. В частности, применена многослойная противоминная защита днища. Экипаж находится в бронированной капсуле живучести со специальным покрытием (не соприкасающейся с днищем), защищающим от вторичных осколков, и сидит на специальных подвесных сиденьях. Также имеется система самозащиты при лазерном облучении, она оповещает экипаж и отстреливает ослепляюще-дымовые гранаты в направлении источника излучения.
По сравнению с боевыми машинами пехоты (БМП) и бронетранспортерами (БТР) в несколько раз усилена бронезащита корпуса, в передней полусфере выдерживает попадание 35-мм бронебойных снарядов, выпущенных с дистанции 300 м на курсовых углах + 40╟.
Танк выполнен по модульной схеме, и по желанию заказчика в нем могут устанавливаться разнообразные бортовое оборудование и двигатели. Из дополнительного оборудования 2Т отметим такую немаловажную вещь, как бульдозер для самоокапывания, который в походном положении выполняет также роль защитного экрана.
Какая судьба ждет детище белорусских конструкторов? Пока очевидно одно: денег на закупку 2Т ни у российских, ни у белорусских военных нет. Тем более стоит новинка немало – дороже БМП и современного танка. Но на предприятии надеются, что хотя бы несколько экземпляров будут закуплены для “стажировки” в войсках. А пока покупателями легкого разведывательно-диверсионного танка, видимо, будут богатые зарубежные страны. Они уже проявили повышенный интерес к 2Т на той же выставке в Абу-Даби, так что по крайней мере арабские страны в ближайшее время, видимо, приобретут партию белорусских машин.
Андрей ГАРАВСКИЙ

Тактико-технические характеристики:
Максимальная скорость (км\ч) – 95
Запас хода по топливу (км) – 1000
Масса (тонн) – 27,4
Двигатель – дизель В-46
Силовая передача – гидромеханическая
Подвеска – гидропневматическая
Боезапас:
30-мм 2А42 (снаряды) – 500
7,62 мм спаренный пулемет – 2000
30-мм автоматический гранатомет
(гранат) – 116
ПТУР “Атака” (штук) – 8
ЗУР “Игла” (штук) – 2
Противотанковые мины (штук) – 12

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте