Летит, как пух от уст Эола…
Учебная программа “Основы танцевальной культуры”
омните известные поэтические строки, посвященные балерине Истоминой?
“Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг – прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет”.
Пушкин написал их, еще раз подтвердив, что танец – важнейший элемент духовной культуры общества. Девичьи хороводы и яркие народные празднества, карнавалы и балы, позднее – дансинги и дискотеки – все это было, есть и будет неотьемлемой частью жизни людей. Недаром обучение танцу обязательно включалось в образование высших слоев общества еще с античности. Человек, не умевший танцевать, не соответствовал социальным нормам своего времени и по сути дела лишался возможности “на равных” участвовать в общественных и гражданских событиях.
В истории педагогики обучение танцу было либо в профессиональном, либо в элитарном образовании. Особое внимание при этом уделялось освоению придворно-сословного и общественно-бытового танца.
Наша современная школа, к сожалению, не уделяет должного внимания формированию танцевальной культуры. Такого школьного учебного предмета до сих пор нет. Между тем именно танец призван гармонически развить личность школьника. Это не только необходимо, но и возможно! Это показывает опыт нашей работы с учениками в рамках исследовательского проекта “Эстетическая культура школьников”.
Мы специально разработали учебные программы: “Художественная ритмика”, “Танцевальный ритм”, “Основы танцевальной культуры”. Первая поможет ребенку попробовать свои силы в разных видах творчества. Она построена как сочетание движения, пения, художественного, поэтического слова. Учебная программа “Танцевальный ритм” раскрывает идеи сочинения танцевальных движений и создания на их основе группового, индивидуального, эстрадно-спортивного, ансамблевого, театрального танцев, основанных на разных ритмах. “Основы танцевальной культуры” помогают организовать разноуровневый подход в хореографическом обучении школьников. Эта программа развивает представления и стереотипы, сложившиеся о танце у различных групп учащихся.
Главное, к чему мы стремились, – сформировать в школьнике не только культурного зрителя и исполнителя, но и самобытного хореографа-созидателя и критика. Ибо хореография – понятие гораздо более широкое, чем просто искусство танца. Это весь спектр пластической культуры человека. Школьников нужно учить понимать, оценивать и создавать хореографию как своеобразную социокультурную среду.
Такая трактовка хореографического обучения отвечает естественным потребностям детей и подростков, их особой психологии. Ритмически организованные выразительные движения – особая знаковая система, пограничная зона между рациональным и эмоциональным в человеке. Индивидуальный танец стал для подростков своеобразной формой социальной адаптации. Он позволяет мгновенно “выплеснуть” свои эмоции, самореализоваться, самоутвердиться. И в то же время почувствовать свою общность с окружающими, “вписаться” в ритмопластический портрет поколения сверстников.
На занятиях мы обращаемся к разным видам искусства. Именно такая многоплановость позволяет школьнику максимально реализовать себя. В итоге становится возможным для каждого сочинять разнообразные па, исходя из своей собственной природы, и поэтизировать их, добиваясь большей выразительности на основе навыков восприятия смежных искусств. Выразительность – общее свойство всех видов искусств. В дальнейшем ученики даже на одном выразительном движении создадут целый спектр собственных образов – кому как подскажет фантазия.
Вот, например, как все сказанное реализуется в учебной программе “Основы танцевальной культуры” для учащихся 8-го класса.
Тема первой четверти – “Жизнь танца в песне”. Первые три урока раскрывают танцевальный характер музыки. Главное в этих уроках – вслушивание в музыкальную ткань произведений различных жанров музыки, вычленение метра и ритмического рисунка мелодии ритмическими хлопками, движениями каблука и носка стопы. Учитель показывает варианты первоначального танцевального движения по “подсказке” учеников: вправо, влево, поворот, кружение и т.п. Приглядываясь к исполнению учителя, дети получают представление об импровизации.
Если музыкальный материал первого урока определяется учителем (песни ансамбля “Браво” – “Белый день”, “Ленинградский рок-н-ролл” и записи английского диска “Рик Вейнман”), то в дальнейшем он строится на музыкальных предпочтениях самих ребят.
Четвертый-пятый уроки посвящены формированию пластического образа девушки. Содержание этих уроков подсказано увлечением ребят песней “Я хочу быть с тобой” в исполнении рок-группы “Наутилус-Помпилиус”. Вслушиваясь в текст песни, ученики обращают внимание на то, что конкретно о девушке ничего не сказано. Поэтому каждый должен постараться увидеть этот образ в своем воображении и выразить его различными средствами: описать словами, нарисовать, вырезать и наклеить готовые журнальные картинки. Контрастное содержание этой темы звучит в песне “Белый день”, исполняемой Ж.Агузаровой. Художественный анализ этих двух песен помогает ребятам сопоставить стиль, выразительные особенности ритма и музыкальной фактуры, а затем воплотить образ девушки пластическими средствами.
Следующие два урока знакомят с песнями в танцевальных ритмах. На них речь идет об основах ритмопластики танца по линиям, в круге, с пространственной ориентацией (протяженность одного шага вправо, влево, вокруг себя, вперед, назад, поворот, разворот, координация движений “зеркально” и “со спины”). Музыкальным репертуаром служат ритмы зарубежной эстрады.
В конце четверти, на последнем уроке, выделяется двадцать минут для письменных ответов ребят на два вопроса: “Чем отличаются уроки предмета “Танец” от других школьных уроков?” и “Моя модель познания танца”…
Тема второй четверти – “Жизнь танца в литературе”. Восьмиклассники занимаются по группам – девочки и мальчики отдельно. На первом уроке – “Размышление вслух”. Учитель анализирует письменные ответы учащихся на поставленные вопросы. Так определяются различные уровни восприятия одного и того же содержания. Второй урок – “Танцевальная разминка”. Он посвящен разучиванию шага “степ”, исполнению его по кругу, по линии. Здесь же раскрывается понятие “ансамбль”. На этом уроке ребята читают новеллу Ги де Мопассана “Менуэт”. Третий урок – тренинг пластики тела: вырабатываются ощущения максимального напряжения мышц, закрепляется навык выполнения упражнения “замок”. Интересная для учеников часть урока, когда читаются литературные отрывки, описывающие разные танцы, а ученики должны по ним определять хореографические школы.
Четвертый урок построен как краткий исторический экскурс по танцам “Ригодон”, “Менуэт”, “Вальс”, “Мазурка”, “Полонез”. Для этого вновь используются литературные фрагменты из поэмы А.Пушкина “Евгений Онегин”, романа Л.Толстого “Война и мир” и его же рассказа “После бала”, книги Д.Кабалевского “Про трех китов и многое другое”. Пятый урок – “Пляс и его особенности”. Это разговор о малых формах хореографического искусства. Здесь восьмиклассников ждут встречи с героями сказок К.Виланда “Волшебная флейта”, В.Гауфа “Холодное сердце”, романа Н.Островского “Как закалялась сталь”. На шестом уроке создается проблемная ситуация: “Как исполняют танец на дискотеке: пляшут или танцуют?” Чтобы ответить на этот вопрос, ребятам предлагается индивидуально или в паре выйти на танцевальный показ. Тема седьмого урока – “Рождение образа танца”. Ученики разбиваются на малые творческие группы, по 3 человека в каждой. Их задача – практически воплотить образ танца, заданный тем или иным литературным фрагментом. Каждая творческая группа выбирает фрагмент по своему усмотрению. Восьмой урок проводится как совместное занятие мальчиков и девочек. Ребята знакомятся с круговой композицией шага “степ”, проходят тренаж пластики в композиции по линиям. Здесь же ученики письменно отвечают на вопрос: “Что общего и различного в уроках “Танец” I и II четвертей?”
Третья четверть – “Жизнь танца во мне самом”. Уроки проходят в форме индивидуальных консультаций, так как одновременно в течение 45 минут работают несколько малых групп. Их задача – развивать пластические образы избранных литературных отрывков.
Итак, вся четверть – практическая работа учеников, консультирование учителем каждой малой группы по вопросам стиля, общего содержания литературного фрагмента, определение контекста, манеры, импульса исходного движения, развития па танца, позы, жеста. Главная цель таких уроков – помочь ученикам “окунуться” в творческий процесс создания художественного образа.
Занятия строятся с использованием психотренинга: ребята ставятся перед необходимостью преодолеть страх, скованность, довести начатую работу до конца, создать ансамбль членов малой группы. Таким образом утверждаются индивидуальные возможности каждого, происходит сопереживание образу, наглядно воплощенному в самостоятельном показе. Здесь немаловажно достичь психологической атмосферы взаимного доверия и в то же время интуитивного поиска, творческого преобразования представлений ребят о внешнем облике друг друга, снять боязнь быть иным, непривычным для сверстников.
Для усвоения материала в этой четверти есть и система сопутствующих упражнений. Например, танцевальная разминка и тренинг пластики тела происходят без музыки, под счет. Это необходимо, чтобы школьники почувствовали значение внутреннего слухового контроля. Еще – пластическая координация тела: плавное движение рук при ритмичной пульсации стопы, колена; плавное движение бедра с пружинным движением колен, плеч, медленный разворот. Используются особые приемы “стоп-кадр” и “фотообложка”. В первом случае исполнители должны неожиданно застыть в промежуточном силуэте. Во втором – нужно придумать и исполнить эффектные позы тела, начинающего или заканчивающего движение.
В конце четверти классу дается письменное творческое задание: мысленно услышать и описать характер музыкального звучания прочитанной сцены из литературного источника. На весенние каникулы предлагается письменное домашнее задание: “Образ двух юношей” – по песням “Взгляд с экрана” рок-группы “Наутилус-Помпилиус” и “Белый день” ансамбля “Браво”.
Четвертая четверть открывается темой “Мы и танец”. Первые шесть уроков имеют название “Репетиция”. На первом уроке обьявляется, что скоро состоится открытый урок по предмету “Танец”, и это будет совместный урок для мальчиков и девочек. Все получат возможность увидеть, насколько интересно каждая малая группа справилась с заданием третьей четверти, самостоятельны ли исполнители каждого ансамбля. В практической работе закрепляются навыки свободного взора, умения не смотреть во время исполнения под ноги, соблюдения заданного темпа, без ускорения, прослушивается музыкальный материал пластических этюдов.
Шестой урок называется “Мы танцуем сами”. Это открытый урок. Строится он, во-первых, как танцевальная разминка по кругу и по линиям. Во-вторых, предусматривается ансамблевое исполнение композиций мальчиков и девочек. И, в-третьих, осуществляется просмотр пластических этюдов.
На седьмом и восьмом уроках проводятся индивидуальные отчеты учащихся. Сочинение движений и их ансамблевое исполнение позволяют сделать выводы о танцевальных возможностях учеников. Вводится понятие “артистизм исполнения”.
Для получения обратной связи учитель исследует уровень интереса к предмету “Танец”, особенности восприятия учебного материала. Восьмиклассникам предлагается письменно ответить на вопрос “Что такое танец?” А в конце работы оценить те уроки, которые им больше всего запомнились, напомнить их содержание.
Рассмотрев учебную программу “Основы танцевальной культуры” для 8-го класса, можно сделать определенные выводы, важные для хореографического обучения школьников. Основным направлением учебно-познавательной работы на уроках должны стать не столько подготовка исполнителей отдельных танцев, обучение технике танцев, сколько посильное развитие в каждом ученике творческих способностей. Для этого необходимы умения оперировать “танцевальными, пластическими” образами посредством погружения в специфику хореографического процесса. Здесь очень важно развивать соответствие внутреннего и внешнего образа школьника в единстве с его гуманно-нравственными устремлениями.
Танец – великое мерило самостоятельного освоения молодежью эстетической культуры, он поможет не только в решении проблемы свободного времени, но и в ориентации на подлинные духовные ценности общества.
Любовь БОГОМОЛОВА, руководитель научно-исследовательского коллектива “Эстетическая культура школьников” в Российском центре художественного творчества МО РФ, научный сотрудник Института общего образования МО РФ
Комментарии