Учитель ритмики и танцев лицея города Бор Нижегородской области Сергей ПОГРЕБНЯК подсчитал: на образовательные области «Искусство» и «Физическая культура» в начальной школе отводится в среднем 16,5% учебного времени, с 5-го по 9-й класс – 13,1%, в старших классах искусство вообще исключено из плана. Как может исправить такую глобальную несправедливость «простой» учитель танцев?
Конечно, пропагандируя свой предмет. Сергей Федорович – дипломант нескольких фестивалей детского и юношеского художественного творчества в Алтайском крае – «Семь цветов радуги», «Золотой ключик», «Волшебная свирель». А в октябре 2002 года коллектив «Бор-Данс», которым руководит Погребняк, принял участие в Международном конкурсе по спортивным бальным танцам им. Н.И.Лещева «Нижегородский бал-2002». Пара Шимин Иван и Пергаева Юлия заняла 4-е место.
Что нового вносят уроки танца в педагогический процесс, какую пользу можно извлечь даже от одного часа занятий в школе ритмикой и танцем?
Все мы, педагоги, прекрасно знаем, что наши ученики слишком много сидят, мало двигаются. Учитель танца обеспечивает двигательный отдых и удовлетворяет естественную потребность в движениях. Увеличение объема двигательной активности оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы.
Ребята приобщаются к миру танца, знакомятся с различными направлениями, историей и «географией» танца. Прослушивание ритмичной танцевальной музыки развивает и внутренне обогащает школьников, учит через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающей действительностью. Учащимся прививается культура общения между собой, с окружающими. Развивается эмоциональная сфера школьника, которая является регулятором отношения человека к внешнему миру.
Девиз моей работы можно выразить такими словами: «Танцевать можно плохо, учить плохо – нельзя!». Нельзя войти в класс без искорки в сердце, с плохим настроением, неряшливо одетым. Надо делать для детей праздник так, чтобы через неделю они рвались в танцевальный зал.
Проходят века, мир меняется, а человек продолжает танцевать. Почему?
Организм – сложнейшая саморегулирующая система. Помимо множества других физиологических факторов большое значение для его жизнедеятельности имеет ритмичность. Все внутренние органы и психические процессы функционируют в определенном ритме. Движение Природы – живой и неживой, макро- и микрокосмоса – тоже подчиняется определенному ритму. Человек – часть Вселенной, и потому для него обязательны законы ее существования. Мы можем в течение многих лет ни разу не взглянуть на звездное небо, не подозревать о существовании некоторых планет, но тем не менее испытываем их влияние (например, всем известно, как полнолуние действует на самочувствие и настроение). И чем больше наш внутренний ритм будет соответствовать ритму Природы, тем более гармоничным станет наше бытие.
Это хорошо понимали в древности. Наши предки танцевали, когда хотели слиться с природой, энергетически подпитаться от нее. Последователь суфизма Хазрат Инайят Хан писал: «Здоровье есть состояние совершенного ритма и тона. Музыка есть ритм и тон. Когда здоровье не в порядке, это значит, что музыка в нас неправильна, необходима помощь гармонии и ритма, чтобы привести нас в состояние Гармонии и Ритма».
Танец дарит человеку здоровье, понимаемое не как отсутствие болезненных ощущений, а как полнота и естественность жизни, как самореализация.
«О короле можно судить по тому, как танцуют во время его правления», – гласит мудрая китайская пословица. Вспоминаются король Франции Людовик XIV – «король танца», российский император Петр I с его знаменитыми ассамблеями, император Китая – Конфуций, которые своим примером показывали значение искусства хореографии. И хочется надеяться, что когда-нибудь танец станет, как когда-то, «чуть ли не государственным делом».
Комментарии