search
main
0

Тандем, который на благо всем

​Программа «Столичное образование-1» была принята на 1994-1998 годы и включала в себя организацию систем государственных форм управления образованием через создание общественных советов и комиссий. Школа, которой мне доверили руководить, открылась 1.09.1994 года – в год старта новой городской образовательной программы. Соответственно в уставе школы, принятом 5.09.1994 года, было уже прописано: управление школой осуществляется на основе сочетания централизованного руководства и самоуправления коллектива; высшим органом самоуправления стала конференция, которая избирает совет школы.

Я сразу для себя решила, что формой общественного управления будет не традиционный школьный родительский комитет, а совет школы, состоящий из учащихся, родителей и учителей. В 1995 году в школе был создан совет школы, начавший свою работу с сентября 1995 года, на второй год существования ОУ.Деятельность СШ определялась 3 этапами.I этап – организующий, результатом которого были:    определение целей и задач общественной организации;    определение состава организации (выборы);    проведение 1-го организационного заседания по определению задач, регламента работы, разработка Положения о СШ, определение основных направлений деятельности.II этап – содержательный, результатом которого стали:    выполнение плана работы СШ в строгом соответствии с нормативными актами: Типовым положением о СОШ и уставом (глава IV «Порядок управления школой»);    строгое соблюдение периодичности проведения заседаний (1 раз в месяц, каждый 4-й вторник месяца);    широкое информирование всех родителей о деятельности СШ: о результатах аттестации школы, открытии ГЭП, сопровождении инновационной деятельности, кадровом обеспечении, профильном образовании, создании совета попечителей, укреплении материально-технической базы школы, о режиме работы, разработке и выполнении новых локальных актов, программ.За 11 лет работы СШ провел 87 заседаний.Высшим органом самоуправления стала конференция всех участников образовательного процесса, которая уже традиционно проводится в конце января каждого года, их число достигло уже 15.Совет школы провел 9 конференций.Цели конференций – отчет общественно-государственного органа управления перед сообществом родителей, педагогов и учащихся по итогам работы за финансовый год и определение новых задач развития ОУ.2005 год стал рубежным годом в деятельности СШ. Почему? Во-первых, школа не стояла на месте, а включилась в реализацию окружной стратегии по экономическому обновлению финансовой политики образовательного учреждения. С 1997 года она перешла на самостоятельное ведение бухгалтерского учета; с 2001 года начала работать в условиях нормативного финансирования по части коммунальных услуг; с 2005 года перешла полностью на нормативное финансирование. Наряду с внебюджетными средствами, которые мы расходовали по целевому назначению исходя из решения СШ, появились бюджетные средства в результате экономии, которые надо было разумно планировать, распределять по кодам бюджетной классификации и использовать. Во-вторых, наряду с родительскими инвестициями через совет попечителей и спонсорскими средствами возникла потребность в долевом участии финансирования ОУ родителями и самой школой, увеличив тем самым процент добровольных пожертвований со стороны родителей. В-третьих, все решения СШ имели рекомендательный характер, что позволило коллективу избирательно относиться к реализации предложений общественности. Иными словами, в школе сложилась система взаимодействия структур управления, в которой отсутствовало взаимодействие общественных организаций с финансовым органом ОУ. Однако решения общественности должны иметь для педагогического коллектива не рекомендательный характер, а законодательный. Здесь уместно обратиться к экономическому закону Леона Вальраса: «Только профессиональная грамотность и знание законов юриспруденции дают возможность получить нужные вещи по средствам управления экономикой».Поэтому начался III, завершающий этап работы СШ, результатами которого стали:    3-я редакция устава школы;    проведение X (январь 2006 года) конференции «Управляющий совет – новая форма самоуправления образовательным учреждением»;    проведение ученической конференции по той же теме;    подготовка к проведению выборной кампании;    проведение выборной кампании;    сохранение положительного опыта работы СШ в управляющем совете.11-летний опыт работы СШ дал положительный результат: школа появилась в уже сформированном микрорайоне, ей необходимо было завоевать доверие. С помощью СШ нам удалось выстроить систему взаимодействия не на словах, а на деле, отвечать социальному заказу жителей микрорайона, и сегодня не стоит вопрос, как зазывать родителей. Мы открыты всегда: проводим дни открытых уроков, открытых дверей, открытых внешкольных мероприятий, открытые театральные уроки, музыкальные лектории, смотры строя, совместные конкурсы детей и родителей, конференции стали знаковым событием в микрорайоне. Управляющий совет, который работает нынче, продолжил традиции совета школы и провел уже 5 конференций.На определенном этапе мы осознали, что общественный орган надо выбирать не просто из активных родителей, а родителей-профессионалов и профессионалов-управленцев. За 11 лет существования СШ состав менялся 5 раз, и только 3 родителей из 40 были активными модераторами идей и деяний. Н.Петрова, кандидат филологических наук, легко разрешала конфликты между учителем, учеником и родителем. А.Халилов, профессиональный журналист, член Союза писателей РФ, доходчиво писал обращения-воззвания к родителям, был общественным трибуном, легко поднимал родителей на коллективное дело. С.Кульбинский, полковник запаса, бывший заместитель командира военной части, очень помогал школе личным составом из числа военнослужащих для организации и проведения учебных военных сборов, военно-патриотической работы с учащимися ЦО и подготовки ОУ к новому учебному году.Особенность любого ОУ – женский кадровый состав. Из-за того что мужчины редко идут в педагогику, мы приняли решение о создании кардинально другого управленческого органа по гендерному признаку. У нас появилась возможность сохранения сложившихся партнерских отношений с членами СШ, которые перестали быть родителями школы. Их можно теперь рекомендовать директору ввести в состав УС как кооптированных лиц. Таким образом, сформированный состав позволяет быстро, грамотно, без эмоций, четко принять решение. Тем более за неделю до заседания УС все члены получают рассылку материалов по электронной почте, требующие изучения и обсуждения.С такой командой оказались по плечу:- введение в ЦО школьной формы учащихся;- влияние на изменение результатов тендерных торгов по замене строительной фирмы для осуществления текущего ремонта здания (до введения 94-го Закона РФ);- определение доплат сотрудникам за определенные виды работ при подготовке к тарификации (оплата тетрадей, кабинетов, деление на подгруппы, определение особых условий);- согласование наградной культуры среди сотрудников ЦО;- разработка, корректировка локальных актов в соответствии с законодательством, позволяющих соблюдать права, разрешать спорные вопросы всех участников образовательного процесса, рассматривать жалобы. Очень серьезной оказалась работа по разработке, обсуждению, утверждению и введению в режим функционирования такого локального акта, как Положение о внутренней корпоративной этике педагогических работников ЦО;- регулирование вопросов комплектования классов в части, касающейся их объединения, слияния. Вопрос стоял очень остро, вышел за рамки ЦО, но УС удалось его разрешить в соответствии с требованиями Департамента образования по оптимизации финансовых средств на основе анализа и прогноза финансовых затрат на всех ступенях обучения учащихся;- обращение в органы местного управления, окружного управления для разрешения вопросов благоустройства территории и здания;- участие в общественной экспертизе ППЭ в форме ЕГЭ;- соучастие в окружных семинарах и презентациях, проводимых на базе ЦО, внутренних урочных и внеурочных школьных мероприятиях;- разработка ранее локального Положения о премировании, а ныне Положения о критериях стимулирующей части заработной платы при переходе к НСОТ.Таким образом, УС стал необходимым общественно-государственным органом, который соуправляет школой в новом правовом и экономическом пространстве.Практический опыт показывает, что ресурсом управления учреждением как раз и может быть УС. Среди управленческих ресурсов могу выделить наиболее значимые для меня 4 направления.УС – это кадровый ресурс.Члены УС, обладая высоким уровнем образования, управленческой компетентностью, способны и готовы участвовать в выработке внутришкольных локальных актов, регламентов, в проектировании совершенствования системы управления в школе; в утверждении учебного календаря, положений тарификации. УС предоставляет возможность сохранения сложившихся партнерских отношений с районной общественностью, представители которой не являются родителями, но обладают способностями и желанием решать проблемы ОУ. Эта категория населения может быть кооптирована в члены УС по представлению директора. Это очень важно, так как в УС надо выбирать не просто активистов-родителей, а профессионалов, профессионалов-управленцев. Только в этом случае УС может стать модератором идей и деяний.УС – это правовой ресурс управления ОУ.Для директора УС – субъект общественного управления. Представители заказчика помогают четко очертить заказ и определяют границы инноваций. Например, так было с педагогическим экспериментом по формированию методологической культуры учителя: прежде чем экспериментировать, надо было заказчику дать разъяснения по целям и задачам эксперимента, получить согласие и только потом внедрять его в УВП (мы это сделали через шестую, 2002 года, и девятую, 2005 года, конференции). Так было и с введением в расписание уроков активной развивающей перемены для учащихся I ступени обучения, целью которой является создание условий для развития одаренности в каждом ребенке и здоровьесбережения каждого ребенка.УС – это информационный ресурс управления.УС позволяет практически учитывать общественные запросы на качество образования и условия образования, а также привлекать в школу дополнительные ресурсы: и материально-технические, и методические, и научные, и общественные. Например, УС может быть транслятором идей, алгоритмов действий корректировки результатов в соответствии с потребностями заказчика на образовательные услуги. При этом очень важно соблюдать принципы прозрачности, гласности, периодичности и открытости, что и делает наш УС на ежегодных январских конференциях всех участников образовательного процесса.УС – психологический ресурс в управлении ОУ.Этот ресурс, необходимый для проектирования управляемой среды по принципу договорных отношений, может выступать посредником в случае возникновения напряженности и непонимания между участниками образовательного процесса. Например, в ЦО возникла напряженная ситуация по комплектованию 5-го класса в 2010-2011 учебном году. Родители не понимали действия администрации по объединению двух 4-х классов с количеством 36 человек, а учителя не хотели сокращения учебной нагрузки и расформирования классных ученических и родительских коллективов. В данной ситуации УС выступил гарантом верных и законных управленческих решений администрации ЦО. Сегодня ЦО вошел в перечень государственных ОУ, принимающих участие в апробации НСОТ, определенным приказом Департамента образования №78. УС уже приступил к изучению модельной методики НСОТ в плане выработки критериев стимулирующей части оплаты труда, чтобы снять напряженность коллектива к восприятию принципа дифференцированной заработной платы по результатам труда (38% коллектива морально не готовы принять такую философию).Я, директор ЦО, отказалась от управленческой монополии, так как, на мой взгляд, принцип распределенной ответственности с УС позволяет эффективнее реализовать управленческие решения. Несмотря на слаженную команду управляющего совета, в ЦО есть проблемы, требующие серьезного решения.Как увеличить стимулирующий фонд заработной платы при НСОТ? Решение этой проблемы я вижу в развитии платных образовательных и досуговых услуг. При этом определены задачи: для администрации – анализ имеющихся условий оказания услуг и возможностей коллектива сотрудников ЦО; для членов УС – изучение потребностей заказчика и подбор специалистов для оказания платных услуг.Как повысить массовость и увлеченность учащихся физкультурой и спортом и воспитать здоровый образ жизни? Эта проблема нашла свое решение в благоустройстве территории ЦО и строительстве спортивных площадок. Были определенны задачи: для УС – найти целевые инвестиции для строительства площадок, что удалось УС успешно выполнить, и ЦО включен в титул строительных работ на 2011-2012 учебный год; для администрации – открыть спортивный клуб для полной занятости подростков и организации их досуговой деятельности.Логично задать вопрос: можно ли жить и управлять сегодня без УС? Ответ очень прост: достижения в модернизации школьного образования зависят от того, насколько консолидированы производственные, финансовые, научные и управленческие ресурсы.Таким образом, УС и ОУ становятся надежным тандемом в достижении качественных результатов воспитания и образования, каждая сторона усиливает другую через согласованные действия.Марина БЫЧКОВА, директор Центра образования №1178, заслуженный учитель РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте