На прошедшем недавно заседании Правительства России список федеральных целевых программ был сокращен в два раза. Осталось 35 приоритетных программ. Обращают на себя внимание входящие в это заветное число две взаимосвязанные программы – “Электронная Россия на 2002 – 2010 годы” и “Развитие единой образовательной среды на 2001 – 2005 годы”.
Государственным заказчиком и координатором программы “Электронная Россия” является Министерство экономического развития и торговли РФ, возглавляемое Германом Грефом.
Основной целью программы объявлено повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления, создание технологических предпосылок для развития гражданского общества за счет обеспечения прав на свободный доступ к информации, расширение подготовки специалистов по информационным технологиям. Программой предусматривается обеспечение информационной прозрачности государства для гражданского общества, модернизация органов власти посредством внедрения информационных технологий, создание дополнительных стимулов для развития независимых СМИ, перевод большей части документооборота из бумажного в электронный. Реализация программы планируется в 3 этапа в течение 10 лет, и предусматривается затратить на нее 76 млрд. рублей в сегодняшних ценах.
Государственным заказчиком программы “Развитие единой образовательной среды” выступило Министерство образования РФ, возглавляемое Владимиром Филипповым. Конечной целью программы является повышение качества российского образования на основе использования новых информационных технологий, а также предоставление условий для обеспечения равных возможностей всем гражданам России на получение образования всех уровней и ступеней. Задачами программы являются создание и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов, обеспечение качества обучения, стандартизация средств информационных технологий, подготовка кадров, способных использовать новейшие информационные технологии, обеспечение образовательных учреждений средствами вычислительной техники, электронными учебными материалами, а также средствами доступа к глобальным информационным ресурсам. Срок реализации программы также разбит на 3 этапа, но завершить ее планируется через 5 лет, и затраты на нее предполагаются в размере 56 млрд. рублей.
Как не раз отмечали оба министра, успешное выполнение программ возможно только при их совместной реализации.
Разработчики программ рассчитывают увеличить парк компьютеров населения в 4 раза, в бюджетных организациях – в 6 раз. Каждый второй компьютер подключат к Интернету, пропускная способность телефонных каналов должна быть повышена до 256 Кб/с, будет создана единая база данных и порталы бесплатных электронных библиотек, свободный доступ к которым приблизит уровень регионального образования к столичному. Ежегодно планируется готовить 25 тыс. специалистов с высшим образованием и 60 тыс. со средним.
Актуальность программ всячески подчеркивается критическим положением в сферах информационных технологий и образовательной информационной среды. Россия – единственная страна в мире, где с 90-х годов в школах не обновлялись компьютеры, тогда как даже в слаборазвитых африканских странах идет постоянный прирост компьютеров нового поколения. В России один компьютер приходится на 500 школьников, в Европе – на 15. Лишь к 2005 году планируется довести количество компьютеров в школе до уровня один на 80 человек.
Хочется верить, что исполнители программ, а ими станут организации, определяемые на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом “О конкурсах на размещение заказов”, будут радеть не только о собственной прибыли, но и о государственных интересах.
Юрий ГОРЮХИН
Комментарии