Жюри 30-го Московского Международного кинофестиваля под руководством музы великого шведа Ингмара Бергмана актрисы Лив Ульман уже работает вовсю. За десять дней судьям надо успеть посмотреть, оценить, обсудить и решить судьбу 16 картин большого конкурса. Фестивальная карта во многом повторяет географическую – на победу претендуют фильмы из Германии и Китая, Болгарии и Израиля, Италии и Албании, Исландии и Ирана, Франции, США, Азербайджана и Украины. Россия, трижды за прошедшие четыре года выходившая из «объятий» ММКФ с абсолютной победой, с Гран-при «Золотой Георгий», представлена двумя историями. Это «Сад» Сергея Овчарова, киноверсия бессмертной чеховской комедии про мечтательницу Раневскую, цветущие вишни и железную дорогу, и «Однажды в провинции» Екатерины Шагаловой.
Началось все, как водится, с традиционной «красной дорожки» торжественной церемонии открытия. У этого действа свои чинные законы. Сначала звезда раздает пару-тройку автографов. Потом, утомившись, машет толпе поклонников, мол, будет с вас. Затем позирует перед собранными в специальный загончик фотографами. И, наконец, отстаивает небольшую очередь себе подобных, чтобы облобызаться с президентом фестиваля Никитой Михалковым. Ирина Мирошниченко в чем-то летяще алом, Алена Свиридова и Вера Сотникова в серебристо-белом, бесподобная Рената Литвинова в меховом манто, а также Владимир Машков, Сергей Гармаш, Евгений Стычкин, пришедший на церемонию открытия с мамой, – неписаные правила не нарушил никто. Даже мировая легенда, японский режиссер Такеши Китано, получавший в этот вечер специальный приз фестиваля за достижения в области киноискусства, и тот покорно стоял в очереди, храня на лице непроницаемое выражение самурайского спокойствия. Голливудская звезда Шарлиз Терон, приехавшая в Москву представлять новый американский блокбастер «Хэнкок»,- российская премьера опережает мировую аж на две недели – и вовсе была чем-то недовольна, почти не улыбалась, всем своим видом давая понять, как вся эта шумиха ее утомляет. И лишь ее партнер, темнокожий американский актер Уилл Смит, на радость собравшейся публике нарушил все возможные законы: дал ровно столько автографов, сколько просили, перефотографировался с десятком поклонниц, затем внезапно выскочил на маленькую сцену, где работал живой оркестр, и устроил там зажигательные танцы. В отличие от невозмутимого Такеши Китано охранник Уилла Смита вовсе не проявлял самурайской выдержки и, видимо, мысленно проклинал тот день, когда согласился сопровождать столь неуемного подопечного. Все кончилось тем, что Никите Михалкову пришлось спуститься со своего пьедестала и буквально силой вытащить от души веселящегося заморского гостя из толпы.
Кстати, накануне церемонии открытия состоялась пресс-конференция с голливудскими звездами, где Смит не переставал веселиться и веселить собравшихся, а неразговорчивая Шарлиз Терон на вопрос о том, кого бы она предпочла: скучного мужа и спокойную жизнь в семье или супергероя-полубога, любовь и смерть, коротко ответила: «Слава богу, я никогда не выйду замуж».
Праздник отшумел, оставшись в истории вместе со всеми организационными волнениями, приготовлениями, ожиданием визита первой дамы России Светланы Медведевой, роскошными и не очень роскошными туалетами и украшениями наших звезд. Осталось только кино. А это, не считая большого конкурса и конкурса дебютов «Перспективы», – 20 программ и ретроспектив. Помимо неизменных гала-премьер и «Азиатского экстрима», еще и персональные ретроспективы Такеши Китано, Лив Ульман, Изабель Юппер, Джона Кассаветиса, Иштвана Сабо, программа, посвященная 100-летию российского кинематографа, новинки документального кино, подборка лучшего, что было снято в стилистике социалистического авангардизма и, конечно же, свежайшие, еще практически никем не распробованные отечественные премьеры. Цены на билеты весьма умеренные, а значит, пускай и ненадолго, но кино вновь станет не только важнейшим, но еще и доступнейшим из искусств.
Фото Бориса ПОНОМАРЕВА с сайта www.film.ru и Михаила КУЗМИНСКОГО
Комментарии