Международный день танго, который отмечают 11 декабря, – прекрасный повод поговорить о зажигательном танце, наполненном страстью и яркими эмоциями. Споры о нем, начавшиеся почти полтора столетия назад, не утихают до сих пор. Но если в XIX веке у танго были противники, сейчас говорить об этом было бы странно: танец признали на всех континентах мира. Что же касается споров, то в основном они идут за право называться лучшими исполнителями.
Календарь событий дарит новую дату. 11 декабря миллионы людей отмечают Международный день танго. Танец, появившийся на стыке двух столетий, – восемнадцатого и девятнадцатого – признан одним из самых популярных в мире. Неудивительно, что 30 сентября 2009 года решением ЮНЕСКО танго назвали объектом Всемирного наследия.
История
Родиной танго считается Ла-Плата – побережье живописного залива на границе Аргентины и Уругвая. Здесь, в небольших портовых городках, в конце XIX столетия появился танец с удивительной мелодией, в которой слились звуки испанского фламенко, гаванской хабанеры, африканского тангано и аргентинской милонги.
Любопытные факты. Первое наиболее известное танго «La Morocha», что означает «Неувядающая», принадлежит уругвайцу Энрике Саборидо. Уругвайский автор Херардо Родригес сочинил и самое популярное в мире танго «La Cumparsita». Неудивительно, что жители Уругвая считают страстный танец своим национальным достоянием.
Движения танцоров, сотканные из классического немецкого вальса, польской мазурки и ритуальных танцев индейцев, вызвали восторг у зрителей. Исполнители, танцующие с невероятной, почти первобытной страстью, стали кумирами местной публики. У себя на родине танго быстро покорило всех, независимо от возраста и пола.
В начале XX века танцу стало тесно, и он решило раздвинуть рамки бытия, отправившись в турне по миру. Первый широкий показ танго прошел в столице Франции, считавшейся законодательницей модных шляпок, духов и всего, что связано с индустрией красоты и развлечений. За Парижем последовали Нью-Йорк, Берлин, Милан, Рим, Мадрид, Санкт-Петербург.
В католических странах танец встретили в штыки, назвав его «дьявольским» и непристойным. В Германии на танго наложили табу, а жена английского короля Эдуарда VII Александра Датская и вовсе отказалась называть «это безобразие» танцем.
Примерно та же участь ждала уроженца Ла-Плата в России. Страна, назвавшая в конце XVIII века неприличным вальс и запретившая его на законодательном уровне, знойный танец встретило враждебно. И танго стало изгнанником. Закон, изданный министром просвещения, запрещал исполнять танец во всех учебных заведениях.
Любопытные факты. Танго попало в ряды изгоев не только в странах Европы. В Аргентине, где сейчас танец боготворят, поначалу его называли «карикатурой на патриархат».
Сквозь тернии – к людям
В начале прошлого столетия у танго все еще были противники, называвшие его мещанским танцем. Однако поток желающих посмотреть на замысловатые па не уменьшался. Переломным моментом в жизни танца стала песня Иосифа Альвека на музыку Ежи Петерсбурского «Последнее воскресенье», написанная в стиле танго. Классика середины 30-х годов и сейчас упоминается историками жанра.
Танец, пробивающийся к людям через препоны, которые создавало бдительное око власти, не только устоял перед ее натиском, но и оказался на вершине славы. Танго танцевали и слушали все – от молодежи до убеленных сединами старцев. Его исполняли популярные певцы и музыканты.
Любопытные факты. Герои драмы Мартина Бреста «Запах женщины» – Аль Пачино и Габриэль Анвар – почти три месяца репетировали сцену, которая длится на экране две минуты. Именно они сделали фильм легендарным. Как и знаменитые слова Аль Пачино: «В танго не бывает ошибок, это делает танго великим танцем». Сцена исполнения танго «Por una cabeza» признана одной из самых зрелищных в кинематографе.
Ах, эти черные глаза
Самым известным пропагандистом жанра в советские времена считался композитор Оскар Строк из Латвии. Он создал более 300 музыкальных произведений в модном аргентинском стиле, за что его назвали «советским королем танго».
Чтобы купить пластинку с чарующими мелодиями Строка, люди ночами стояли в очередях, отмечая порядковые номера на своих ладонях. Ведущие студии грамзаписи Европы считали честью иметь дело с произведениями композитора. «Аргентинское танго», «Черные глаза», «Скажите, почему», «Мое последнее тангО» (Петр Лещенко во время исполнения этой композиции акцентировал второй слог). Волшебные мелодии и сейчас вызывают бурю эмоций, признаются исполнители и слушатели.
Признанные мастера вокала включали танго в свой репертуар. Его исполняли Вадим Козин («Осень», «Зима», «Забытое танго»), Петр Лещенко («Когда зажгутся фонари», «Не уходи», «Вино любви»), Константин Сокольский («Не надо вспоминать любви»), Леонид Утесов («Лунная Рапсодия», «Танго»), Георгий Виноградов («Я возвращаю ваш портрет»), Павел Михайлов («Утомленное солнце»), Алла Баянова («Журавли»), Иван Шмелев (Мне бесконечно жаль»), Изабелла Юрьева («Албанское танго»).
Говорят, что когда Александр Вертинский пел шлягер «Танго «Магнолия», начинающийся со слов «В бананово-лимонном Сингапуре, в бури, //Когда поет и плачет океан//И гонит в ослепительной лазури//Птиц дальний караван» дамы рыдали, а мужчины скрывали скупые слезы.
Танец тех времен был целомудренным, строгим и невинным. Он явно отличался от современной манеры исполнения – у каждой эпохи свои кумиры и правила.
Любопытные факты. В переводе с латинского языка слово «танго» означает «трогать, прикасаться». На одном из африканских диалектов так именуют замкнутое пространство. «ТангО» с ударением на вторую гласную букву называли ритмичные танцы жителей побережья Ла-Плата.
Креольский дрозд
Говорить о танго, не вспомнив о «виновнике» сегодняшней даты, все равно, что исполнять страстный танец, требующий партнера, в одиночку. Имя человека, причастного к появлению праздника, – Карлос Гардель. Аргентинский певец, композитор, музыкант, актер считается одной из самых знаковых фигур в истории романтичного жанра. Идолу миллионов латиноамериканцев посвятили поговорку «El Zorzal canta cada día mejor», что означает: «Креольский дрозд поет все лучше с каждым днем».
Датой рождения Гарделя считается 11 декабря 1890 года. Впрочем, по одной из версий, он появился на свет тремя годами раньше. И не в Аргентине, как считали долгое время, а во Франции. Версии присутствуют и здесь. Уругвайцы уверяют, что родина Карлоса Гарделя – это Уругвай. В Аргентину, когда будущему королю танго едва исполнилось два года, эмигрировала его мама.
Любопытные факты. Танго «Por una cabeza», написанное Карлосом Гарделем и Альфредо Ле Пера, не раз звучало в фильмах. Поклонники жанра могли слышать его в картинах «Запах женщины», «Правдивая ложь», «Вся королевская рать», «Деликатесы», «Список Шиндлера», «Фрида», и других. В переводе с испанского «Por una cabeza» означает «Потерявший голову». Герой песни – человек, увлеченный скачками, которые сравнивает с любовью к женщине.
Гардель любил танго, а исполнял его так, что замолкали птицы, завороженные голосом и манерой солиста. Его песни звучали в фильмах, которые снимали на ведущих студиях Америки, он исполнял их на главных сценах мира.
Петь танго Карлос Гардель начал в 1917 году – первой композицией была «Моя грустная ночь». Карьера короля танго оборвалась в июне 1935 года, когда он летел в очередное гастрольное турне. Самолет потерпел крушение, столкнувшись с другим самолетом этой же авиакомпании. В память о кумире 11 декабря отмечают Международный день танго. Ах, эти черные глаза!
Комментарии