Шутники уверяют, что театр в нашем «сообществе осуществителей разных идей» был даже тогда, когда школы еще не было. Волшебная возможность нарядиться в какие-то нездешние яркие одежды, примерить роль, которая не удается в жизни, – как это важно, как многое открывается в человеке! Я имею в виду не только драматическое искусство. Достаточно увидеть лица наших юных мастеров бального танца во время выступления или детей, поющих в многочисленных ансамблях, а также их учителей и родителей, чтобы понять (в который раз!), какое это чудо – сцена. Какая важная грань образования, которое должен получить каждый человек, связана с такими выступлениями. В этом нет никакого открытия или особой новизны.
В воспоминаниях о детстве и юности многих людей участие в школьных спектаклях, концертах оказывается едва ли не самым ярким впечатлением. Разве могла бы существовать без этого наша гимназия?
Но новое время расставляет свои акценты. В копилке легенд и мифов школы №56 есть маленькая история.
Во время посещения США наши дети и педагоги побывали на премьере музыкального шоу в одной из престижных школ Нью-Йорка. Зрелище гостей потрясло: прекрасный зал, до отказа заполненный зрителями, огромный школьный оркестр, удивительная пластичность, хорошие голоса, драматическое дарование юных артистов, яркие костюмы, профессиональная работа. Запись на видеопленке, увы, не отражает всего великолепия зрелища. Тем более ничего не говорит она о кропотливой работе по подготовке шоу. А ведь репетировали его целый год, задействованы были более 100 педагогов и учащихся. Режиссер шоу в школе отвечает только за эту работу и получает заработную плату чуть меньше директора.Когда в школе мечтают о своем театральном зале и такой же премьере, гости часто спрашивают: «А стоит ли один спектакль таких затрат?» «Ах! – вздыхают школьные мечтатели. – Что вы понимаете в музыкальных шоу!»
Эта история выражает суть отношений между нашей воспитательной службой и Центром дополнительного образования.
Дополнительное – значит не для всех обязательное, выбранное добровольно, по любви и призванию. У одного это призвание обнаруживается уже в пять лет, другой и к десятому классу не может понять, что ему больше нравится. Получив статус школы-лаборатории, мы несколько лет отрабатывали оптимальное сочетание основного и дополнительного образования. Музыкальные студии, многочисленные кружки – это структурное подразделение гимназии, это регламентированная система функционирования, профессионалы высочайшего уровня, продуманные программы обучения, специальные условия для занятий хореографией, бальными и классическими танцами, драматическим и эстрадным искусством, хоровым пением. Сохраняя добровольность в выборе занятий, мы стремимся к тому, чтобы на сцену мог выйти каждый. Помните залихватское «Танцуют все!» в исполнении Юрия Яковлева – Ивана Васильевича в хрестоматийно известной комедии? Если попытаться найти наиболее точную и емкую формулу в отношении нашей самодеятельности, эта будет самой удачной. С небольшой, но значимой ремаркой: поют, танцуют, декламируют, изображают, в общем, играют на сцене тоже все!
NB! Майя Борисовна Пильдес, народный учитель РФ, директор гимназии №56, Санкт-Петербург.
Комментарии