Существует немало возможных вариантов гимнастик и игр для включения в логопедическое занятие. Всем известны артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, звуко-речевая, логоритмическая гимнастика, психогимнастика, массаж, самомассаж и многое другое. Во время речедвигательных игр нужно побуждать детей к проговариванию действий и называнию выполняемых упражнений, поощрять речевую активность.
Любую подвижную игру можно адаптировать под цели и задачи логопедического занятия. Например, автоматизацию звука можно сочетать с пальчиковым театром, с играми «Ловишки», «Кто быстрее» и многими другими. А как детям нравится игра «Крокодил»! Ведь это так интересно – объяснять слово при помощи движений, мимики, жестов, а потом оречевлять все то, что показали. Можно подчинить эту игру определенной теме, то есть загадывать слова, относящиеся к определенному времени года, транспорту, профессиям и т. д.
Еще много задач можно решить благодаря этому развлечению, например автоматизация звука, то есть загадываем то слово, в котором есть интересующий нас звук. Или развитие связной речи, например, составить рассказ с заданным словом, используя разные движения, мимику и жесты. Для обогащения словаря подобрать 5 слов-признаков или слов-действий к заданному предмету. И таких задач может быть множество. Также дети очень любят игру «Фанты», где в коробку каждый участник кладет вещь, принадлежащую ему. Ведущий выбирает вслепую предмет и дает задание участнику, которому эта вещь принадлежит. Здесь спектр речевых заданий тоже может быть разнообразным.
Часто сочетаю задания на выполнение различных движений или координационных проб с любым речевым материалом. Еще одна из любимых игр – «Танцпол». Например, танцуют все, если услышат звук «а». Следующее задание: если услышат звук «а», танцуют все, но не вовлекая ноги в процесс. Или: если услышите звук «а», следует активно танцевать сидя, только двигая головой. Или танцевать только мимикой лица.
Можно взять любую подвижную игру и благодаря фантазии и творческому подходу сделать ее логопедической.
По своему опыту могу сказать, что детям очень нравятся такие подвижные речевые игры. На протяжении нескольких лет, наблюдая за динамикой коррекции речевого развития детей при использовании большого количества двигательной активности, могу сделать вывод, что прослеживаются стабильно высокие результаты коррекционной работы, повышаются интерес к занятиям, мотивация к речевой деятельности. В процессе двигательной активности все речевые задачи решаются более эффективно и с большим удовольствием для детей.
Анна КУТЫРОВА, учитель-логопед школы №2033
Комментарии