Цель: моделирование ситуации успеха в процессе создания мультипликационного кино.
Задачи:1. Создание условий для экспериментирования с художественными материалами и инструментами, ситуации успеха.2. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования эбру, развитие образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.3. Формирование эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира.4. Воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.5. Развитие эмоциональной восприимчивости к поэзии, музыке, красоте окружающего мира.Материалы и оборудование: кувшин, осенние листья (6 штук), картина художника Леонида Афремова «Золотая осень», влажные салфетки, материал для показа рисования в технике эбру, палочки для рисования, фотоаппарат, штатив, ноутбук, экран и проектор, 3 стола.Схема расположения мебели и технического оснащения на занятииЭкран и посадочные места располагаются в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13:1. Экран для воспроизведения и просмотра мультипликационного кино по диагонали 59-69 см. Высота установки экрана – 1-1,3 м. 2. Ряд стульев ставится не ближе 2 м и не дальше 5 м от экрана (в зависимости от возможностей проектора). Стол №1 предназначен для демонстрационного материала:- кувшин, изготовленный скопинскими мастерами;- пустая рамка для картины;- фотография дома С.Есенина. Стол №2. Мультстудия с необходимым оборудованием:- фотоаппарат и штатив для съемки мультипликационного кино; – мультипликационный стол с подсветкой и карманом для необходимых материалов рисования в технике эбру; – емкость для рисования в технике эбру.Дети входят в группу, встают полукругом. Воспитатель встречает детей с вазой скопинских мастеров-керамистов.Ход занятияВоспитатель встречает детей у входа.Воспитатель: Какие замечательные дети пришли сегодня ко мне! А скажите мне, пожалуйста, вы любите мультфильмы? А вы когда-нибудь создавали мультфильмы сами? Я предлагаю сегодня создать настоящий мультфильм! И для этого я приглашаю вас в мультстудию. Проходите!Воспитатель вместе с детьми подходят к столу №1.Воспитатель: Я приехала к вам из небольшого города Скопина Рязанской области, который славится гончарным промыслом. Посмотрите, какие разнообразные изделия скопинских мастеров-керамистов здесь представлены. Воспитатель показывает на экране изделия из скопинской керамики.Посмотрите, какое интересное изделие я вам привезла. (Воспитатель показывает керамическую вазу.) Как вы думаете, что это? Это ваза. А как вы думаете, из чего она сделана? Действительно, это керамическая ваза, сделанная из глины. А для чего она нужна?Ответы детей.Воспитатель: Я нисколечко не сомневаюсь, что вы знаете, какое сейчас время года. (Урок состоялся осенью, и дети называют осень.) Действительно, сейчас осень, а если быть точнее – поздняя осень. Поэтому я предлагаю собрать осенний букет из осенних веток. Помогите мне, пожалуйста. Воспитатель вместе с детьми подходит к столу №1 и ставит ветки с листьями в вазу. Воспитатель: Обратите внимание, что осенние листья имеют много оттенков и цветов. Какие? Дети называют известные им осенние краски: красная, желтая, багровая, алая…Воспитатель: Действительно, осенние листья очень красивые, словно добрый волшебник раскрасил их в такие яркие цвета! А вы знаете, у нас в Рязанской области удивительно яркая и красивая осень! И мне так хочется поделиться с вами осенним настроением, что я не удержалась и решила привезти для вас фотографию. Что вы видите на ней? В этом доме жил, когда-то рязанский поэт Сергей Есенин. А в какое время года сделана фотография? Дети рассматривают предложенную воспитателем фотографию дома Сергея Есенина в селе Константиново, сделанную осенью. Воспитатель: Послушайте, какие замечательные строки про осень написал наш рязанский поэт Сергей Есенин: Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду.А вот еще замечательные строки про осень современной поэтессы Елены Мечек: Осень краски разбросала На деревья и кусты.И горят они всё ярче,Словно летние костры.Золотистый и багровый,Желтый праздничный наряд.Опадает лист последний,Наступает листопад!Послушайте, какое красивое слово подарила нам осень – листопад. Листья падают… Какое красивое образование слова. Листопад! Если падают звезды, то получится… (звездопад), падает снег… (снегопад). А теперь давайте представим, что наши ладошки – листья. И устроим настоящий листопад.Физкультминутка Листья осенние тихо кружатся,Листья нам под ноги тихо ложатся.И под ногами шуршат, шелестят,Будто опять закружиться хотят.Воспитатель и дети встают в центр.Воспитатель: Расскажите мне, пожалуйста, на что же похожи листья осенью? По форме на что они похожи? (Дети высказывают свои предположения.) Во время листопада листья кружатся, взлетают, словно танцуют. Листопад – это словно танцующие краски осени. Как вы думаете, можем ли мы с вами нарисовать, как падают осенние листья? Каким образом? (Дети высказывают свои предположения.) А давайте превратимся с вами в художников-мультипликаторов и нарисуем настоящий мультфильм про листопад! Рисовать мы с вами будем не на листе бумаги, ни на песке, а на воде! Это удивительная техника рисования называется эбру. Вот какое необычное слово, оно так и переводится – «танцующие краски». Давайте с вами повторим – эбру! Давайте подойдем к мультипликационному столу и посмотрим, что же нам понадобится для создания мультфильма. Пусть каждый выберет для себя осенний листочек на полу и встанет на него вокруг мультстола.Воспитатель вместе с детьми становятся вокруг стола №2. Воспитатель: Так как мы сегодня будем рисовать на воде, то я привезла для вас волшебную воду вот в таком замечательном скопинском керамическом кувшине. Мы нальем ее в специальную емкость. Вы уже сказали, что осенние листья, словно танцующие краски, поэтому мне кажется, что эбру лучше всего сможет передать красоту листопада. Я привезла вам специальные краски, которыми можно рисовать по воде, а вместо кисточек мы будем рисовать деревянными палочками. Воспитатель показывает необходимые для рисования принадлежности.Воспитатель: У осени мы видели много разных оттенков красок, но мы будем использовать только три цвета – желтый, красный, оранжевый. Чтобы создать мультфильм, нам понадобится фотоаппарат для съемки. Начинаем съемку на фотоаппарате. (Воспитатель включает запись на фотоаппарате.) Сейчас я покажу вам, как можно нарисовать осенние листья с помощью техники эбру. (Воспитатель берет деревянную палочку, опускает в желтую краску, аккуратно прикасается к поверхности воды, оставляя расплывающийся круг на поверхности.) Мы берем палочку, опускаем ее в краску, а потом слегка прикасаемся к поверхности. Что мы видим? (Дети рассказывают, что они видят.) А теперь возьмем краску другого цвета и повторим. (Воспитатель предлагает каждому ребенку поочередно, выбрав цвет, нарисовать разноцветные круги на воде.) Действительно, круги краски расплываются, кружатся, словно танцуют на воде. С помощью деревянной палочки придадим форму листьям – отведем краску от края круга к центру и так далее. Стараемся работать аккуратно и не забывать, что идет съемка.Воспитатель показывает приемы рисования.Воспитатель: Давайте с вами закончим рисовать и снимать наш мультфильм. (Воспитатель выключает запись на фотоаппарате.) Теперь кладем палочки обратно в краску. Вытираем руки салфеткой. (Дети выполняют вместе с воспитателем указания.) Посмотрите, какой яркий листопад у нас получился на воде. А как же нам перенести из воды картину на бумагу? (Дети высказывают свои предположения.) Я поделюсь с вами одним секретом, как это можно сделать! Накроем получившуюся картину специальной бумагой, которая не намокает в воде. Оставим так на некоторое время, чтобы рисунок смог отпечататься. (Воспитатель аккуратно накрывает картину листом.) Так как мы сегодня были художниками-мультипликаторами и не только рисовали, но и снимали мультипликационное кино, давайте извлечем нашу запись из фотоаппарата и скопируем на компьютер. (Воспитатель достает карту памяти и вставляет в компьютер.) Давайте наложим на наше видео музыку, чтобы оно было красивее. Я приглашаю вас в зрительный зал для просмотра получившегося мультфильма.Воспитатель предлагает детям сесть на стулья перед экраном. Воспитатель: Вам интересно посмотреть, что же у нас получилось?Просмотр мультипликационного кино.Воспитатель: Какой интересный мультфильм у вас сегодня получился! Давайте придумаем для него название. А почему вы так назвали? Давайте не будем забывать о нашей картине и вернемся посмотреть, что же с ней произошло!Воспитатель и дети возвращаются к столу №2. Воспитатель аккуратно достает лист бумаги, на котором отпечаталась картина, и показывает ее детям.Воспитатель: Давайте поставим нашу картину в рамку рядом с фотографией. (Воспитатель вместе с детьми идут к столу №1.) Давайте сравним нашу картину и фотографию. Что общего между ними? Чем они отличаются? Самое главное отличие: это фотография, а это… (картина). И картина, и фотография интересны по-своему. Сегодня вы ознакомились с водной анимацией эбру, сделали яркий и красочный мультфильм и неповторимую картину про осень с помощью танцующих красок на воде. Каждый из вас передал красоту природы яркими красками и выразил свое радостное настроение. Екатерина СТАФУРОВА, воспитатель детского сада №8 «Чебурашка» городского округа города Скопина Рязанской области, лауреат Всероссийского конкурса «Воспитатель года России-2015»
Комментарии