«Свеча горела на столе, свеча горела…» Урок физики начался со стихотворения Бориса Пастернака. «Давайте рассмотрим это явление с точки зрения других школьных дисциплин!» – предложил Дмитрий Николаевич. И сотни зрителей областного конкурса «Учитель года-2004», словно вернувшись в далекое детство, стали подсказывать школьникам. Если в физике – это переход из твердого состояния в жидкое, то преподаватели ОБЖ утверждали, что горящая свеча представляет опасность и ее необходимо погасить. Историки припомнили, что по данной причине сгорела Москва, но без этого, возможно, по-другому пошел бы исторический процесс. С точки зрения биологов, не одна бабочка нашла свою погибель в этом манящем огне. А словесники произвели полный грамматический разбор имени существительного «свеча». «Пока мы говорили, свеча погасла. Но ведь мы все были правы», – негромко, чуть сдержанно подвел итог вышесказанному преподаватель физики лицея города Арзамаса Нижегородской области Дмитрий Семенов. Тогда он еще не знал, что через несколько часов его объявят учителем года Нижегородской области.
Победы в конкурсе он не ожидал. Как сейчас говорит, участвовать решился с легкостью – просто сказал себе: «Это не работа, это приключение!» Конечно, очень помогали и коллеги, и из городского Департамента образования – за что всем весьма благодарен, но победа была абсолютной неожиданностью. «Главное на конкурсе – это урок, а когда не видишь чужого урока, то и себя оценить трудно… Конкурсный урок отличался от моих повседневных не по содержанию, а лишь уровнем внутреннего волнения, энергетики напряженности. Вокруг были замечательные учителя, просто мне, наверное, удалось поймать кураж, а им нет. Есть во всем этом какое-то стечение обстоятельств, здесь и мнение жюри играет роль, и существует все-таки определенная харизма. Так и на Всероссийском конкурсе потом было, когда победитель провел мастер-класс, и хотя еще не все основные претенденты это сделали, но многие сказали – это он».
Сдержанность Дмитрия Николаевича восполняют коллеги. Директор Владимир Баранов работает в лицее всего третий год, но об учителе Семенове говорит как о редком явлении в школе: «Со своим умом, с таким нестандартным мышлением он, наверное, мог бы работать в другом учебном заведении, в любой фирме и получать более высокую зарплату. Но он всей душой предан именно детям». Многие коллеги Семенова отмечают его необыкновенные знания. А за умение решать задачи ученики подчас называют его «ходячей энциклопедией». Урок физики ведет на уровне импровизации, то есть знает любой нюанс. «И что очень ценно, – говорит завуч Людмила Балабина, – о сложных вещах может рассказать довольно просто, не опускаясь в то же время на бытовой примитивный уровень». «Да, я люблю импровизировать, – подтверждает Семенов. – Но такого рода импровизация базируется на большом опыте работы. На мой взгляд, боязнь отступить от конспекта в сторону – это признак плохой подготовки учителя. На областном конкурсе ход урока был предельно традиционен. Как я понимаю, вся прелесть урока для жюри состояла в том, что удалось добиться легкости общения».
Памятуя свои школьные годы, когда мне, увы, не везло с учителями физики, из чистого любопытства поинтересовалась: «А как можно детям привить любовь к такому предмету, как физика?» «Мне кажется, тут есть два пути. Один сейчас для нас сложный – это эксперимент. По причине бедности здесь постоянные трудности, хотя ясно, что больше увидеть, потрогать руками, сделать самому – это, безусловно, интересней. Ну а второй путь, который я стараюсь культивировать по возможности, – это учить не только физике и не столько физике. Мир един, и мы сами только для своего удобства делим его на математику, физику, географию, химию и даже литературу, философию, историю… На самом деле есть некая универсальность во всем, и если ее, эту универсальность привнести, то становится интересней – можно на все посмотреть через призму разных вещей. Простой пример: многие вещи кажутся нам само собой разумеющимися, а возникли они благодаря развитию каких-то технологий. Вот на истории детям рассказывают про гонку вооружений, борьбу за мир, а в физике к этому можно подойти через Эйнштейна, Сахарова или академика Харитона. На все можно взглянуть с разных сторон – в значительной степени это помогает и в биологии, и в химии. Но для этого, наверное, нужно по-другому учить и учителей.
На мой взгляд, эта универсальность очень помогает, особенно, когда учишь шумных детей – неожиданный взгляд на те или иные вещи заинтересовывает их. Я не скажу, что достиг какого-то окончательного результата на этом пути. Есть еще мысли по этому поводу, которые предстоит развивать.
А толчком всему этому, наверное, стал институт. Были очень хорошие преподаватели, и не только по физике. Я вот вспоминаю Владимира Ивановича Клевачева – преподавателя высшей математики. Боюсь, что я не очень помню сам предмет, но хорошо помню задушевные беседы, которые вели, его различные мысли по самым разным аспектам, совершенно неожиданные, порой очень спорные, но заставляющие задуматься».
О выборе профессии говорит, что так сложились звезды. Действительно, поступи Семенов после школы в военно-медицинскую академию, и мы никогда бы не узнали учителя от Бога, как отзываются о нем коллеги. А своим кумиром в профессии он назвал тетушку Аллу Михайловну Проскурякову, которая тоже закончила физмат Арзамасского педагогического института и всю жизнь проработала физиком в школах и в родной альма-матер.
Вероятно, в обычной массовой школе у Дмитрия Николаевича, как это часто бывает с неординарными учителями, были бы проблемы – стоял бы вопрос с дисциплиной в классе. И то, что Семенов работает именно в лицее, – находка для лицея, а лицей – находка для него. Впрочем, разглядела будущего учителя года в начале 1990-х годов тогдашний директор Роза Александровна Данилина, когда пригласила к себе работать.
Учителя, по его мнению, должны быть разными: «Разные учителя как раз и могут компенсировать недостатки друг друга, одинаковые же учителя будут только усугублять их». Сам же себя абсолютным профессионалом пока не считает. «В этой профессии вообще нельзя всего достичь, поскольку дети меняются постоянно, – говорит Дмитрий Николаевич. – Это такой живой, непредсказуемый процесс, и всего приходится достигать каждый раз по-новому, и далеко не всегда результат соответствует тем затратам, которые принес на алтарь его достижения. Конкурс в Москве дал замечательное общение с коллегами. Это не передать словами! На самом деле, оказывается, в России очень много талантливых учителей, и не обидно проигрывать там. Это было здорово и интересно!»
В пожелании победителю областного профессионального конкурса Семенов написал: «Оставаться самим собой». Он и не изменился нисколько, говорят педагоги, остался таким же сдержанным, корректным.
А ведь загордиться есть чем. Все его ученики сдают физику в вузы на «хорошо» и «отлично». Ежегодно два-три, а в позапрошлом году четыре выпускника поступают в МФТИ. В 2002 году одиннадцатиклассник лицея Константин Тихонов занял третье место на Всероссийской олимпиаде по информатике и имел право выбрать для учебы любой вуз, но решил поступить в Московский физико-технический институт и сделал это, получив 25 баллов из 27. В прошлом году на турнире юных физиков в Санкт-Петербурге команда Арзамасского лицея заняла шестое место из двенадцати, соревнуясь с учениками из спецшкол при университетах Москвы, Питера, Новосибирска, Томска. За последние три года воспитанники Дмитрия Николаевича одержали тринадцать побед на городских и двух областных олимпиадах. А в 2004 году на международных Харитоновских чтениях в Сарове работа его учеников «Танцующие песочные часы» была удостоена диплома третьей степени. Кроме того, Семенов – соавтор элективного курса по физике для учащихся 10-11-х классов, автор методических разработок.
А еще замечательный семейный тыл, где супруга Татьяна Анатольевна – тоже педагог лицея. Восторженные отзывы о блестящей игре в школьном театре. Роль Януша Корчака в «Варшавском набате» далась нелегко – каждый раз на репетициях, не говоря уж о спектаклях, сердцем переживал те события, зато все взрослые и дети долго находились под впечатлением увиденного.
Удивительно было узнать, что этот невысокий худощавый человек – морж с достаточно многолетним стажем, увлекся этим еще в девятом классе. После моржевания в числе увлечений появился сад, разведение цветов, кулинарное искусство. К спорту в принципе был равнодушен. А вот будучи уже в зрелом возрасте, случайно зашел в тренажерный зал, познакомился с тренером и занялся «железом». Кстати, благодаря этому понял психологию троечника. «До этого я всегда считал, что если человек не знает чего-то, значит, он сам этого просто не хочет. В школе я учился легко и всегда знал: все выучу, будет «5», чуть похалтурю – «4». А когда начал заниматься штангой, закон вдруг перестал работать. Вроде бы я хожу на все тренировки, выполняю все указания тренера в отличие от того балбеса, который появляется через раз, но почему-то у него получается лучше, чем у меня. В чем же причина? Оказывается, просто мои исходные данные значительно хуже, чем у этого парня. Вот и все! И многие троечники как раз подходят под эту теорию».
Вот и не верь теперь звездам, когда определяется судьба человека. Как бы то ни было, а природа подкинула нам еще один сюрприз. Родился Дмитрий Николаевич 19 октября, в День лицея. А лицеисты города Арзамаса свято придерживаются традиции, начатой Пушкиным со товарищи. В этот день собираются в стенах родного учебного заведения его нынешние и бывшие обитатели, и начинается праздник. Чей? Спросите у них!
Фото автора
Арзамас, Нижегородская область
Комментарии