Мы продолжаем здоровьесберегающий проект «Методической кухни», начатый в №№18, 26 «Учительской газеты» за 2008 год. Московская городская экспериментальная площадка «Сетевое взаимодействие образовательных учреждений, формирующих здоровую образовательную среду», исследующая здоровье школьников и то, как на него влияют школьные нагрузки, отношения учеников друг с другом, с педагогами и родителями, любезно согласилась вести свою работу практически в «прямом эфире». Каждый важный шаг отражается на страницах нашей газеты. В новый учебный год мы вступаем с анализом достижений года прошедшего. Слово – Серафиме Моисеевне ЧЕЧЕЛЬНИЦКОЙ, доктору медицинских наук, директору научно-методического центра «Диагностика. Адаптация. Развитие» имени Л.С.Выготского.
Городская экспериментальная площадка «Сетевое взаимодействие образовательных учреждений, формирующих здоровую образовательную среду», существует с 2007 года. В состав площадки входят 15 школ Юго-Восточного административного округа столицы. Глобальная цель школ – участниц эксперимента – воспитание активной жизненной позиции, направленной на сохранение и укрепление собственного здоровья. Одно из важнейших стратегических направлений деятельности – системная профилактика девиантного и аддиктивного поведения учащихся. Важно пробудить в детях интерес к здоровому стилю жизни.
В 2007-2008 учебном году классные руководители экспериментальных школ прошли курсы повышения квалификации по программе «Профилактика социально обусловленных заболеваний в образовательной среде» при Государственном институте новых форм обучения. Педагогов обучили технологии проведения классных часов по программе «Правильный выбор».
Работая в рамках программы, подростки и молодые люди получают представление:
– о понятиях «здоровье», «здоровый жизненный стиль» и возможностях человека, зависящих от его здоровья;
– об этике и безопасности сексуальных отношений;
– о ВИЧ/СПИДе и путях его передачи;
– о механизмах формирования зависимостей;
– о последствиях употребления психоактивных веществ (ПАВ) и наркотиков.
На базе школ №№519 и 921 были созданы волонтерские группы, которые использовали технологии «равный обучает равного». Первой реализованной ими технологией была программа «Танцуй ради жизни». Важный положительный момент программы – обучение проводится в привлекательной для подростков нестандартной интерактивной форме: дети узнают о международном движении «Танцуй ради жизни» (Dance4life), обучаются танцу, смотрят видеолекцию врача о ВИЧ/СПИДе. Прошедшие программу школьники могут обучать своих сверстников танцу и передавать информацию о ВИЧ и способах профилактики. Эта программа запущена во всех экспериментальных школах.
Основное требование к профилактической деятельности – ее системность. Поэтому в 2007-2008 учебном году рабочая группа, состоящая из представителей школ, разработала циклограмму профилактической работы, включающую все апробированные элементы (см. схему).
Комментарии