search
main
0

Тамара ГВЕРДЦИТЕЛИ:

Для меня учитель – главная профессия в мире!

Рожденной в солнечной Грузии, на родине великих артистов, поэтов и музыкантов, маленькой девочке Тамрико уже в детстве пророчили великое будущее. Природа одарила эту красавицу не только яркой внешностью, но и большим музыкальным талантом. Сегодня за плечами Тамары Гвердцители разные страны и города, ею покорены мировые музыкальные площадки, в ее биографии выступления с разными звездами международной величины. А количество полученных ею наград за всю творческую деятельность – более двадцати. Тамара Гвердцители несет в себе нежность, любовь и радует зрителей грациозностью и изяществом. Накануне ее концерта, посвященного Победе в Великой Отечественной войне, мы встретились с Тамарой Михайловной и поговорили о вечере, об ее отношении к современному эпатажу, о российско-грузинских отношениях и о том, почему современные мужчины не поют серенады.

– Тамара Михайловна, концерт в Государственном Кремлевском дворце «Накануне победной весны» посвящен 75‑летию Победы в Великой Отечественной войне. Это знаковое событие для вас?

– Да, мы поднимаем целый пласт не только песенных жанров, но и культуры, весь тот жизненный опыт, страдания и радости, которые мы впитали с материнским молоком. Это вечер, где я делюсь с людьми своими чувствами и мыслями о том, что война была величайшей трагедией для каждого человека и каждой семьи. Через песни можно отдать дань памяти и оживить музыкой воспоминания, чтобы мы помнили этот трагичный период всегда. Когда такая музыка звучит здесь и сейчас, это обретает другую мощь, в этом есть очень большая позывная сила.

Такие вечера, концерты должны проводиться, чтобы ни мы, ни наши дети не забывали историю, помнили, через что прошел наш народ. Под «нашим» имею в виду людей всего постсоветского пространства, которые сражались все вместе против одного врага.

– Скоро состоится музыкальный конкурс «Евровидение»-2020. Как вы относитесь к нему? Могли бы сказать, что он политизированный?

– Евровидение изначально было музыкальным конкурсом. В нем участвуют артисты величайшей позиции, поэтому назвать его немузыкальным нельзя. Но, к сожалению, он стал политизированным, ввиду того что международная ситуация в мире нестабильная. Как зритель, конечно, лично я хотела бы видеть достойных людей на сцене, особенно любопытно наблюдать за молодыми артистами, талантливыми, это важно. Это мое пожелание и как зрителя, и как профессионала.

– Вас можно назвать представителем нашей музыкальной элиты. А как оцениваете молодые таланты? Есть те, кто вам импонирует?

– О неталантливых я говорить не хочу, так как это издержки любого производственного процесса, в том числе и творческого. Во всех жанрах есть более талантливые, менее талантливые. Радостно, конечно, когда видишь именно талантливого артиста. Потому что талантливый человек имеет определенную силу воздействия на людей в хорошем смысле. А что касается в принципе большого количества молодых артистов, из них многие занимаются не музыкой, а шоу-бизнесом, вот это печально. Называть имена артистов, которые мне нравятся или не нравятся, – это не совсем красиво и корректно. Пусть зрители оценивают талант, оставим это им (иронично улыбается). В любом случае молодые артисты должны опираться на пласт российской культуры, музыки прошлых лет. Они не могут опираться ни на американскую музыку, потому что там не жили, ни на британскую или любую другую. Хотя молодое поколение и старается двигаться в зарубежном направлении. А надо уметь жить своими культурой и музыкой, сохранять самобытность своего народа.

– Как творческая единица вы независимы. Вы активно присутствуете на сцене, но сказать, что находитесь в музыкальной тусовке, нельзя, держитесь особняком. Так вам комфортно?

– Я посещаю те мероприятия, которые считаю нужными и важными для себя. Чтобы повидаться и пообщаться с теми людьми, которые составляют цвет нации. А просто посещать светские тусовки мне неинтересно. По большей части это пустая трата времени…

– Кто были ваши учителя на ­сцене?

– Мои учителя – это великие музыканты, у которых я учусь каждый день. Поскольку я имею классическое образование, уже с пяти лет играю на фортепиано, с семи лет играла пьесы Чайковского, Моцарта, естественно, у меня определенные взгляды на все. Я понимаю, что тоже родом из той музыки, поэтому для меня учителя – от Бетховена до Эдит Пиаф. Они поводыри для меня, слушаю каждый день, к ним обращаюсь с вопросами и какой-то ответ получаю обязательно (смеется). Поэтому я счастлива, что нахожусь именно в контексте такой глубокой музыки, которая дает намного больше, чем звук. В своем жанре мне хочется быть достойным продолжателем музыкальных устоев.

– Как вы относитесь к эпатажу? Сегодня им не пренебрегают многие артисты для привлечения внимания. Вы поддерживаете такую тенденцию?

– Эпатаж был и будет всегда. Сейчас вообще возникли фрики, кто как хочет, так и добивается сомнительных успехов. Но и эпатаж должен быть продуманным, профессиональным. Заниматься даже эпатажной историей нужно грамотно. Сегодня люди стали эпатировать злостью, это очень мимолетная история, печальная и проигрышная. Лучше завоевывать любовь и доверие публики талантом, душой, вот здесь точно не прогадаете!

– У вас много наград: 1989 год – заслуженная артистка Грузинской ССР; 1991 год – присвоение звания «Народная артистка Грузии»; 1998 год – кавалер ордена «Честь»; 2005 год – лауреат премии «Почетный меценат и благотворитель мира»-2005; 2006 год – орден Миротворца; 2008 год – серебряная медаль имени Александра Сергеевича Пушкина «За вклад в развитие культуры и искусства» и т. д. Есть любимые? Те, которые запомнились и были для вас знаковыми?

– Я жила в разных странах, но при этом, где бы ни находилась, понимала, что не могу прерывать свою работу. Старалась не останавливаться и делать, Бог давал сил! Могу сказать, что главная награда для артиста – это звание «Народный артист России», а после 1992 года на постсоветском пространстве осталось очень мало людей, у которых такое звание. У меня есть, и это моя гордость и счастье. Это звание самое любимое и важное, значит, я что-то сделала для народа, для людей, общества.

– Не могу не спросить про российско-грузинские отношения. Недавно (30 января) грузинский государственный и политический деятель Нино Бурджанадзе сказала, что отношения между Тбилиси и Москвой рано или поздно наладятся и станут взаимовыгодными и взаимоуважительными. Как часто вы бываете в Грузии? Как принимают россиян? Музыка в данном случае может послужить налаживанию наших отношений?

– К сожалению, политически все выглядит действительно напряженно… А на уровне народов отношения не сильно изменились. Грузины очень душевный народ. Количество туристов-россиян невероятное. И принимают их так же тепло и гостеприимно, как и много лет назад. В Грузии бываю часто, там много друзей, родных. Это моя родина, кровь.

Сейчас все зависит от дипломатической мудрости обеих наций для того, чтобы сохранить и укрепить наши народы. Нас объединяет огромный общекультурный пласт, религиозный. Вернуть ничего нельзя, но надо суметь выстроить хорошие дружеские связи на будущее. Хотелось бы, чтобы российско-грузинские отношения сложились положительно, с лучиками добра (улыбается). А музыка, безусловно, является и должна быть дипломатом. Мне радостно, когда в Россию приезжают грузинские ансамбли, в Грузию приезжают российские артисты, так и должно быть. Музыка сближает, наполняет душу, открывает мир другой культуры, обогащает человека.

– Тамара Михайловна, вы жили в разных странах и городах. В Грузии, в США, во Франции, России. Где вам хорошо?

– Мне везде было хорошо, и в Тбилиси, и в Париже, и в Нью-Йорке, и в Москве. Все зависело от конкретного периода. Сейчас Москва – это моя жизнь. Театр, сцена, это все здесь. Здесь мои друзья, мое творчество, мы вместе идем по жизни, подбадриваем друг друга. Кипим идеями, музыкой. Москва в этом смысле уникальный город, он заряжает на подвиги!

– Вы женщина красивая, грациозная, наверняка за вами ухаживают. Поделитесь своими мыслями. Какой сегодня мужчина, если сравнивать 10 и 20 лет назад? Какими качествами должен обладать настоящий мужчина?

– Сегодня мужчины не поют серенад! (Улыбается.) А настоящий мужчина должен понимать, что женщина нуждается в серенадах. Главное – мужчине найти ту женщину, которая достойна серенад. Мужчины действительно изменились, изменилось их отношение к женщинам. И это факт. Я слышу, что говорят друзья моего сына, мне от этого становится печально. Раньше все было по-другому, нам пели серенады, читали стихи… Может быть, сейчас нет балконов или они очень высоко? (Смеется.) А жизнь должна быть полна такими романтическими моментами, которые важны для отношений, для выражения эмоций, чувств. Это нужно и самим мужчинам, когда они очаровываются женщиной, влюбляются и хотят влюбить в себя.

– В закулисье говорят, что вы человек, умеющий дружить. Никогда не были замечены в скандалах и склоках. Тактичность, дипломатичность – эти черты вашего характера заслуга родителей?

– Конечно, это воспитание. Тут заслуга мамы. В человеке надо взращивать понимание добра и зла, чтобы он не был коварным, не был гнусным. Когда добрый человек, ему самому легче. Мама и была тем человеком, она вложила основные понятия.

– А как вы воспитывали сына? Какие основные ценности, качества вкладывали в него?

– Сына я учила быть честным, мужественным, волевым, защитником. Помогать слабым, относиться по-доброму к людям. И быть достойным человеком. Потому что достоинство – это очень важное качество для мужчины. В нашей семье мы старались культивировать именно это. У нас с сыном очень тесная связь, душевная, эмоциональная. Самое главное, чтобы именно эта связь не нарушалась между родителями и детьми никогда.

– Поделитесь, кого из учителей вы помните по сей день? Кто был важным человеком в школе?

– Для меня учитель – главная профессия в мире наравне с врачом! Моя мама педагог русского языка и литературы. Так что учитель с рождения главный человек в моей жизни (улыбается).

Я очень благодарна тем учителям, которые меня привели в музыку. Именно моя учительница вокала сказала, что у меня большое будущее и оно за пределами Грузии. Так и оказалось…Часто вспоминаю свою первую учительницу фортепиано. За роялем, когда играю, в памяти всплывают именно ее уроки, замечания. Про себя часто проговариваю, что и как стоит петь, где надо переиграть. Когда я пою или играю, будь то опера или эстрадное произведение, я внутренне хочу всегда понравиться своим педагогам, которые задали мне высокую планку в музыке. На сцене я чувствую их дух и присутствие.

– Наше интервью готовится в преддверии Дня защитника Отечества, а выходит спустя два дня после Международного женского дня. Что бы вы пожелали нашим читателям – мужчинам и женщинам?

– Мужчинам я бы хотела пожелать здоровья, мирного неба, служения своей стране. Чтобы вас всегда ждали любимые люди, мамы, сестры и возлюбленные, потому что женщины – это ваш тыл!

А дорогим женщинам хочу пожелать любви, нежности, трогательности, с которой весна вступает в свои права. И, конечно, силы духа и улыбок, чтобы радовать мужчин!

– В свою очередь редакция «Учительской газеты» желает вам блистательного концерта, моря оваций и цветов, а также поздравляет с 8 Марта! Будьте красивы, любимы и радуйте нас своим творчеством!

Лидия ДРОНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте