«Окно в мир» давно стало расхожим выражением, и, произнося его, большинство даже не задумываются о том, что для кого-то это далеко не фигура речи, а в прямом смысле слова обозначение действия. Например, в детском саду №5 Невского района Санкт-Петербурга по-настоящему распахивают «ставни» для детей с особенностями здоровья. Увы, «ставни» – это далеко не образ. Еще 20 лет назад в детских учреждениях, впервые столкнувшись с такими детьми, предлагали полностью изолировать их от других ребят, дабы те не пугались. Как грустно улыбается заведующая детским садом №5 заслуженный учитель РФ Людмила Грызлова, в практике работы с детьми с ОВЗ было все, в том числе неприятие их взрослыми людьми – педагогами.
Правда, говорит об этом Людмила Николаевна без упрека, потому что общение и работа с детьми с ОВЗ действительно требуют любви к ним, как бы пафосно это ни звучало. В учреждениях, где обучаются или живут такие ребята, случайных людей быть не может. 23 года назад ее желание открыть на базе своего детского сада особую группу тоже было продиктовано любовью и состраданием. Как-то она побывала на празднике, организованном для детей с ОВЗ, и пообщалась с родителями. Мамы, а в большинстве своем это были именно мамы, поскольку многие папы спешно устранились от воспитания, рассказали, что гулять им приходится ночью, потому что днем родители здоровых детей выгоняют их с детской площадки.Но время – неустанный лекарь – врачует и эти раны, заодно постепенно меняя общественное сознание. Сегодня в детском саду №5 воспитываются и обучаются почти 200 ребят, более 90 из которых дети с ОВЗ. Причем здесь много ребят с ДЦП, с синдромом Дауна, с генетическими заболеваниями, и тем не менее выстраивается очередь из родителей здоровых детей, которые хотят записать ребенка именно в «пятерку». Таким родителям на каждом родительском собрании Людмила Николаевна говорит: «Вы лучшие» – и объясняет почему: «Только у всех нас вместе получится изменить сознание социума».Вообще взаимодействию с родителями в детском саду уделяют огромное внимание. Как выразилась Людмила Грызлова, с родителями первых пяти воспитанников с ОВЗ она практически прожила жизнь. Каждой семье требовалась психологическая поддержка, потому что, что бы ни говорили, а любая женщина при рождении больного ребенка испытывает шок. Ни в одной такой семье даже речи не заходило о том, чтобы рожать второго и третьего ребенка. Причем полная чушь, когда утверждают, что дети с ОВЗ рождаются в семьях, где пьющие родители или родители-наркоманы. Ни в прошлом, ни сейчас в «пятерке» нет ни одной асоциальной семьи. К сожалению, от такой ситуации не застрахован никто. Поэтому с непередаваемой радостью педагоги «пятерки» встретили новость о первой семье, которая решилась после рождения ребенка-инвалида на вторые роды. Сегодня таких семей все больше и больше. Родителям удалось перейти грань страха, и, без сомнения, во многом этому помогло общение с педагогами «пятерки».Кроме того, по словам и. о. заместителя заведующей Ирины Вечкановой, семейно-центрированная модель, которую реализуют в детском саду №5, помогает менять родительские установки, к примеру, с позиции «нам плохо, нам все должны» на позицию «мы партнеры и вместе участвуем в реабилитации ребенка». Объединению, дружбе, оптимизму способствует то, что почти 50% родителей детей с ОВЗ входят в состав управляющего совета детского сада. Также все родители включены в различные проекты, которых в «пятерке» великое множество. Такая родительская интеграция – это зеркальное отражение детской интеграции, которая в детском саду применяется в разных формах. Например, пребывание ребенка с ОВЗ в группе здоровых детей, или межгрупповое общение детей с ОВЗ, или участие детей с ОВЗ в совместных праздниках, проектах, занятиях, или дистанционное общение и т. д. К слову, дистанционное сопровождение осуществляется, когда ребенок в силу тяжести заболевания находится дома или на реабилитационном лечении, но хочет знать, какие проекты происходят в саду, поиграть в игры, в которые играют его сверстники в группе.Людмила Грызлова по праву гордится своим коллективом и не устает повторять, что именно благодаря самоотверженной работе коллег, «окно в мир» для детей с ОВЗ и их родителей становится все шире. Примечательно, что в «пятерке» есть несколько мам детей с ОВЗ – воспитателей. Более того, сюда активно приходит работать молодежь. Возможно, притоку молодых способствует предельная открытость дошкольной организации. На ее базе проводятся различные семинары, конференции, праздники. За последние 5 лет мероприятия в ДОО посетили более 3 тысяч специалистов. Кроме того, здесь проходят педагогическую практику студенты профильных вузов и колледжей. Такая практика многим помогает осознать, готовы ли они работать в инклюзивном детском саду или в школе, где есть инклюзивные классы.В структуре детского сада также есть центр сопровождения, который создан и для детей, и для семьи в целом, чтобы они получали квалифицированную коррекционную помощь и консультации. Здесь родитель обучается вместе с ребенком, и поскольку состояние здоровья ребенка может быть достаточно тяжелым, то родителей не отпускают в «свободное плавание». В центре возможно и домашнее визитирование детей, которые не могут прийти в детский сад, например онкобольные или дети с генетическими заболеваниями.Возвращаясь опять же к теме распахнутых «окон», важно понимать, что детей с нарушениями в развитии рождается много, поэтому нужно создавать такие условия для их адаптации, социализации, реабилитации, чтобы и ребенок, и его родители понимали, что жизнь после детского сада или школы не заканчивается. В Невском районе подумали о дальнейшей перспективе для таких семей. По окончании школы любой выпускник с ОВЗ может посещать районный реабилитационный центр, где обязательно найдет себе занятие по душе.Людмила Грызлова мечтает, что в этом году, к слову, юбилейном для детского сада – ему исполнится 40 лет, будет проведена очередная встреча выпускников с разными стартовыми возможностями. Многие из ребят с успехом окончили школу, поступили в вузы, добились хороших результатов в профессиональном плане, женились и вышли замуж и т. д. Послушать их истории победы и увидеть примеры жизнелюбия, перспективу роста будет полезно как нынешним воспитанникам, так и родителям.Впрочем, позитива в детском саду №5 и так хватает. За 23 года работы со сложным контингентом здесь научились искренне радоваться даже крошечному шагу вперед. Для кого-то из детей это первый рисунок, для кого-то – первое слово, для кого-то – первая улыбка или жест. Любая из этих ступенек ведет к тому самому заветному «окошку», на котором нет ставней и уже нет замков.Более чем 20-летний опыт работы с детьми с ОВЗ оценили на недавнем Всероссийском конкурсе «Лучшая инклюзивная школа России». Детский сад №5 Невского района Санкт-Петербурга был признан победителем в номинации «Лучший инклюзивный детский сад».- Участие в конкурсе дало нам возможность не только продемонстрировать свои достижения, но и увидеть, как работают в этом направлении по всей России, – говорит Людмила Грызлова. – У многих коллег есть очень интересные наработки. Соревновательный дух не помешал нам всем подружиться. Осенью мы ждем к себе в гости педагогов из Ямало-Ненецкого автономного округа, которые хотят ознакомиться с нашей работой. Им очень понравился такой яркий пример интеграции, как ансамбль «Разноцветный серпантин» (танцы на колясках), в котором ребята с ОВЗ танцуют вместе с их нормально развивающимися сверстниками. Наш «Разноцветный серпантин» уже имеет серьезные награды всероссийского и международного уровней, а курирует коллектив президент Федерации спортивных танцев на колясках чемпионка Елена Лозко.Вообще достижений у педагогического и детского коллектива «пятерки» действительно очень много. Для их перечисления не хватит страниц газеты, но, пожалуй, тот главный приз, ради которого здесь трудятся все взрослые, – это радостный взмах ресниц или несмелый приветственный жест маленького человека, которому еще предстоит узнать и поверить, что мир за «окном» светел и безграничен.Санкт-Петербург
Комментарии