Педагогический коллектив Центра развития ребенка – детского сада №2336 занимается разработкой технологии проектно-исследовательской деятельности детей в возрасте от 2 до 7 лет. Главная цель, которую мы преследуем, заключается в том, чтобы с самого раннего возраста сформировать у ребенка желание познавать окружающий мир, быть самостоятельным, проявлять инициативу в решении проблемных ситуаций. Важно, чтобы ребенок умел задавать вопросы, был любознательным!
О. КОЛЕСНИКОВА,педагог дополнительного образованияЦРР – детского сада №2336
Но как же легко уничтожить любознательность! Пару раз не ответить на вопрос, отмахнуться («Я занят, подожди, потом, не сейчас, в другой раз, не знаю…»), пару раз посмеяться над сказанной ребенком нелепостью. А самым подходящим ответом станет веское: «Почему? Потому что».
Не получая ответы на вопросы, ребенок рано или поздно перестанет их задавать.
К сожалению, такое происходит все чаще, а ведь вопросы нужны человеку, чтобы ориентироваться в окружающем мире. Благодаря вопросам человек прокладывает путь в неизвестное. Умение задавать вопросы – это искусство, которому мы учимся всю жизнь.
Мы сослужим малышу хорошую службу, если научим его правильно формулировать вопросы и не бояться это делать. Кому-то может показаться странным, но множество взрослых людей боятся переспросить, если не поняли что-то, или задать собеседнику интересующий вопрос, а в результате совершают массу ошибок, которых легко можно было бы избежать. Это те люди, у которых в детстве отбили желание что-либо спрашивать или попросту не научили. Поэтому очень важно убедить малыша, что чего-то не знать не стыдно. Стыдно не искать ответа, если есть возможность его найти.
Для того чтобы дети не боялись и умели задавать вопросы, обращаться за помощью, мы в нашем Центре начали реализовывать познавательно-игровой проект «Почта Ученого кота».
Ученый кот, которому уже 190 лет (так как придумал его А.С.Пушкин, когда писал про Лукоморье), живет сейчас в нашей экологической лаборатории. Всем детям нашего Центра известно, что кот – долгожитель, прочитал за свою жизнь много книг и может ответить почти на любой вопрос. А еще у кота очень много друзей, и если он чего-то не знает точно, то обязательно спросит у того, кто может ответить правильно. Вот и приходят нашим детям письма от красного кота Куки, живущего в кабинете английского, от Чевостика, из библиотеки, от лошадки, катающей детей в зоопарке, и даже от воробья, живущего под нашей крышей.
Работать почта начала сразу, как только во всех группах появились объявления о том, что Ученый кот любит получать письма и отвечать на них и приглашает всех детей и родителей писать ему и его друзьям. При входе в здание Центра мы поместили почтовый ящик с надписью «Почта Ученого кота» и с помощью воспитателей сообщили родителям о том, как почта будет работать. Объявление выглядело так:
Уважаемые, папы, мамы, бабушки и дедушки!
Известно, что любознательность – основа развития всякого таланта.
Любознательный человек умеет задавать интересные, разнообразные и содержательные вопросы. Давайте поможем детям развить свои таланты. Чтобы научить наших детей задавать такие вопросы, мы приглашаем вас принять участие в познавательно-игровом проекте «Почта Ученого кота».
Помогите ребенку сформулировать и записать те вопросы, которые его интересуют. Наш Ученый кот дружит со всеми животными мира и отправит письмо тому, кому оно адресовано, поэтому вопрос можно адресовать любому растению или животному Земли. Также вопрос может быть адресован любому игровому персонажу, живущему в учебных кабинетах нашего Центра: Ученому коту (изостудия), Чевостику (библиотека), Куки (кабинет английского языка). Кроме того, любой сотрудник нашего Центра охотно напишет ребенку письмо с ответом на его вопрос. Важно, чтобы вопрос был понятен, и в письме было имя автора. Письмо с ответом придет прямо в группу, которую посещает ваш малыш.
Письма с вопросами опускайте в почтовый ящик, который находится у главного входа. Ждем ваших писем.
Первые письма выглядели как обычные записки, в которых содержался только вопрос и имя ребенка, которого этот вопрос интересует. Когда в группу принесли первое письмо с ответом, девочка, получившая его, скромно убрала письмо в свой шкаф, чтобы прочитать вечером дома. Реакция других детей была очень бурной. Они взялись самостоятельно писать коту. Вот и первая опасность: дети не должны писать самостоятельно, чтобы не закреплять ошибки в письменной речи. Об этом мы сразу же поговорили с воспитателями, и они, призвав на помощь родителей, стали помогать детям в переписке. Оказалось, что даже взрослые не всегда владеют правилами эпистолярного жанра. Это неудивительно, ведь сейчас все пользуются Интернетом. Но всегда правильно оформленные ответы кота привели к тому, что детские письма стали оформляться правильно. Появились слова «здравствуй» и «до свидания», рассказы о впечатлениях от предыдущих писем.
Для нас очень важно, что дети обращаются к взрослым за помощью в написании письма, ведь это не только помогает избежать ошибок, но и устанавливает эмоциональный контакт между детьми и родителями. Занятые работой взрослые, вдруг замечают, что ребенка волнуют интересные вещи. Ответ кота также прочитывается взрослыми. Кроме того, почти на каждый вопрос «как?» кот предлагает провести простой эксперимент, который чаще всего невозможно провести в условиях детского сада. Например, получить «волшебные чернила» из крахмала и йода.
Часто эксперимент, предложенный ребенку, предельно прост и известен родителям. Это дает возможность маме или папе более точно объяснить ребенку происходящее. Например, на вопрос «Зачем белке такой пушистый хвост?» можно просто ответить, что это руль, парашют и одеяло для зверька. Но если предложить в качестве наглядного пособия обыкновенный бумажный самолетик, то все становится просто и ясно. К тому же опыт может стать началом занимательной игры папы с ребенком.
Беседуя с детьми о письмах кота, мы с удивлением обнаружили, что все термины, употребляемые в письмах-ответах, дети свободно используют в речи. Например, сочетание «звездная туманность» нехарактерно для шестилетнего ребенка, но, как оказалось, вполне доступно для его понимания. Этот термин упоминался в ответе на вопрос «Как появилась планета Земля?». Здесь же был предложен несложный опыт с воздушным шариком в тепле и на морозе, чтобы показать, как сжимается газ при холодной температуре. Этот опыт, несмотря на простоту, заинтересовал ребенка и вызвал желание рассказать другим о его проведении и результатах.
Часто при написании ответа сложность состоит не в том, что ответить, а в том, как ответить, чтобы малыш понял, чтобы у него появилось желание спрашивать снова и снова.
Иногда из одного вопроса возникает целый исследовательский проект, ценность которого именно в том, что вопрос задали сами дети, а значит, им это действительно интересно.
Вот, например, пришло коту письмо с вопросом: «Откуда берутся цветы?» Легко ли ответить так, чтобы было понятно? Вот и присылает кот в группу посылку с луковицами, корневищами и семенами цветов и подробно рассказывает о том, что со всем этим делать. Конечно, выгонка луковиц здесь не предусматривалась, но дети смогли сами посадить растения и понаблюдать за процессом их роста и цветения. Они измеряли длину ростков, зарисовывали листья и бутоны и к 8 Марта, мы думаем, смогут порадовать своих мам цветущими нарциссами. А кот с удовольствием получает письма – описания происходящего с растениями.
На наш взгляд, важно, чтобы дети могли видеть того, кому адресованы их письма. Это помогает поддерживать интерес к игре. Наш кот живет в экологической лаборатории. У него есть скамеечка под волшебным деревом, с которой он наблюдает за экологическими занятиями детей. Дети знают, что кот не умеет говорить по-человечески, но умеет слушать, читать и писать, а это очень важные качества для друга. Всегда можно в перерыве подойти к коту, погладить его, поговорить с ним.
О том, что предложенная нами игра интересна детям, говорит тот факт, что, зная о том, что на вопрос товарищ получил интересный ответ, дети задают такой же вопрос в собственном письме, желая, видимо, иметь собственное письмо с интересным ответом.
Родители делятся с нами впечатлениями, что малыш, не будучи, по сути, почемучкой, вдруг начинает придумывать вопросы, внимательно смотреть по сторонам, чтобы увидеть необычное и спросить о нем только для того, чтобы иметь возможность опустить письмо в почтовый ящик и затем получить ответ на глазах всех детей в группе.
Иногда мамы, предвосхищая получение ответа, говорят: «Мы Ученому коту вот какой вопрос придумали… А ну-ка, пусть попробует ответить!» Такой интерес со стороны родителей важен для нас, так как именно он позволяет родителям увидеть в ребенке равного собеседника и партнера в познании мира.
Мы считаем, что «Почта Ученого кота» – удачный проект, направленный на развитие познавательной активности дошкольников и позволяющий сочетать игру как основной вид деятельности детей с ненавязчивым и научно обоснованным обучением.
Комментарии