Нам пришла идея создать многоуровневые и полифункциональные декорации-лабиринты из разного материала, чтобы помочь воспитанникам не только развить воображение и фантазию, но и проявить себя в игровой, познавательной, социально-коммуникативной, художественно-эстетической деятельности.
Лабиринты рождались в совместном творчестве педагогов, детей и родителей. Основной принцип использования детьми декораций «неведомые дорожки» – неожиданность, непредсказуемость и даже таинственность. Декорации-лабиринты всегда содержат в себе проблемные ситуации, поставленные перед детьми или выявляемые ими самими, что задает неординарный и исследовательский подход детей к их использованию.Своеобразие способов работы с декорациями заключается в том, что они не только служат фоном для театральной деятельности, но и стали незаменимым пособием в организации предметно-пространственной среды в групповых комнатах. Использование лабиринтов по своему усмотрению в любое время стимулирует детскую инициативу и самостоятельность, способствует их саморазвитию.Как же работают эти «неведомые дорожки»? Они могут быть разной величины, навесные и подставные, в виде ширмы; бумажные, деревянные, тканевые. На гофрокартоны крепим при помощи клея и мебельного степлера некие формы, обозначающие берлогу, нору, гнездо, подземные пути животных и насекомых, балкон королевского дворца. Бывает, что доля участия ребенка в создании декораций не так велика, но потом в свободной игре малыш наверстывает свое, – например, развивая тему «Весенний лес», ребенок задумывается: а где же живут птицы? Оказывается, у разных птиц разные домики. А где домики? На дереве, под деревом… Перед детьми лежат натуральные материалы: сизаль, джут, раффия, лен, абака, проволочки, пеньковая веревка, хлопковая сетка. Они пробуют скрутить «дерево». Взрослый помогает прикрепить его к гофрокартону. А рядом река с ракушками. Детские ручки быстро монтируют синюю гребенную ленту (лента из особым образом обработанной шерсти). Другие дети делают неведомого зверя. «Ты кто?» – спрашивает барсук, и начинается рассказ ребенка о только что придуманном звере-птице, умеющем плавать. Другие дети подхватывают инициативу друга и вплетают в сюжет своих, созданных самостоятельно зверушек. Идет диалог героев, и выясняется, что сказка перемещается в подводное царство, включается воображение как процесс создания новых образов и идей путем переработки имеющихся образов и понятий. Но этот процесс складывается постепенно и, конечно, с опорой на речь.«Неведомые дорожки» появляются в группе детей 4-5 лет. В этом возрасте велики индивидуальные речевые различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других – меньше, что во многом зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Ближе общаясь друг с другом в процессе игры, дети с менее развитым словарным запасом активно перенимают новые слова, речевые формы и модели сюжетосложения у других детей и взрослого. В процесс игры мы органично включаем и другие формы деятельности (ритмопластика, напевание песен, двигательные моменты). Такое разнообразие деятельностей позволяет поддерживать интерес детей и обеспечивает их речевую активность на всем протяжении игры.Игровые панно мы используем не только как пространство для сюжетно-ролевых игр, но и для работы над грамматическим строем речи (речевые игры, ориентировка в пространстве, опиши своего героя), словотворчества. Слова, созданные ребенком (имя для несуществующего животного, страна или место, где он живет), всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно оригинальны.Использование легких, удобных в обращении переносных декораций, задающих трансформируемое сами детьми пространство для творческой игры и сочинительства, оказывает значительное влияние на развитие детской творческой и коммуникативной инициативы.Татьяна КОЗЛОВА, Ольга ИВАНОВА,Лилия САВИЦКАЯ, гимназия №1507
Комментарии