Мои ученики в прошлом году побывали на экскурсии в Государственной Думе. С тех пор у них появился постоянный интерес к работе нашего парламента. Они к тому же хотят знать, как работает законодательный орган в Соединенных Штатах, чтобы можно было сравнивать, какие законы принимают у нас и какие за океаном, чем отличаются сами процедуры подготовки их и прохождения здесь и там. Когда я была в США на семинаре, то, естественно, заинтересовалась деятельностью американского конгресса. И потом смогла ребятам довольно подробно рассказать о нем. Этот материал я буду использовать и в самых старших классах. Надеюсь, что он заинтересует моих коллег, учителей граждановедения и правоведения.
Законодательный орган США состоит из сената и палаты представителей. В сенате заседают сто сенаторов, по два от каждого штата. В палату представителей входят 435 человек. Они избираются на два года. Обе палаты наделены одинаковой властью. Законопроект может поступить в любую из палат. Каждая может его изменить или отклонить, внести свои поправки. Закон направляется на подпись президенту после того, как та и другая его примут. Если президент наложит на него вето, конгресс может его преодолеть, собрав две трети голосов в каждой из палат.
Президент, сенат, палата представителей – независимые органы власти, выборы в них проходят независимо друг от друга. Джеймс Мэдисон, четвертый президент США по этому поводу сказал так: так как власть представительного правительства обычно сосредоточена в законодательных, а не в исполнительных органах, лучшей мерой предосторожности от излишней концентрации власти было: “разделить законодательную власть на два органа и сделать их благодаря различным по форме выборам настолько независимыми друг от друга, насколько позволяет общий характер их функций”. Каждый гражданин Америки может голосовать за конгрессмена из своего округа, двух сенаторов из своего штата и за президента. В отличие от парламентских государств, где партия, завоевавшая большинство мест в законодательных органах, получает право контролировать исполнительную власть, американская правительственная система может действовать в условиях разделения властей. Авторы конституции сознательно усложнили законодательный процесс для того, чтобы законы представляли общие интересы всей нации.
Теперь в отличие от первых десятилетий после принятия конституции, в связи с возросшей ролью США в мировой политике все большее влияние приобретает исполнительная власть. С законодательной инициативой чаще выступает президент, чем конгресс. Это свойственно и для других демократических стран, однако система в США отличается одним важным аспектом: степенью независимости конгресса в определении политики страны. Количество служащих в этом органе составило более 18 тысяч служащих, что сделало его самым крупным по числу персонала парламентом мира.
Есть еще одна черта, которая отличает конгресс от подобных институтов других государств, – это отсутствие централизованного партийного контроля. В то же время спикера палаты представителей избирает партия, имеющая в ней большинство мест, а председатели и большинство членов комиссий в обеих палатах выдвигаются из партии большинства. Как республиканцам, так и демократам разрешается не подчиняться партийной дисциплине, характерной для парламентов других стран.
Это позволило стать палате представителей и сенату независимыми друг от друга, и власть в них не централизована, а рассредоточена и представлена постоянными комиссиями и подкомиссиями.
В палате представителей и в сенате есть несколько постоянных комиссий, отвечающих за ту или иную область политики. Каждый законопроект, составленный исполнительной властью или конгрессом, должен быть направлен в одну из этих комиссий, а та направляет его в одну из своих подкомиссий. Именно в них происходит основная законотворческая работа. После того как за законопроект проголосовало большинство членов подкомиссии, он направляется для дальнейшего рассмотрения и голосования всей комиссии. Если она одобрит большинством голосов, он рассматривается сенатом в полном составе.
Комиссий достаточно много, но есть одна среди них, которая не занимается законодательством, она лишь регулирует поток законопроектов, проходящих через конгресс, составляет расписание дебатов и порядок их проведения, то есть определяет время, отпущенное на их проведение, и число дозволенных поправок. И называется она комиссией по правилам.
Используя данный материал, мои ученики детально сравнивают работу нашего парламента и американского. Иногда мы берем один и тот же законопроект и пытаемся его двумя группами – одна из них представляет конгресс США, другая – наше Федеральное Собрание – рассмотреть и принять. Такое участие ребят в разработке законов им особенно нравится.
Марина НЕВСКАЯ,
учитель граждановедения
Комментарии