search
main
0

Там, где клены шумят… Спасет ли плесень мир?

​Занимаясь экологическим образованием школьников в течение многих лет, я поняла, что только классно-урочная система не сможет дать тех результатов в становлении экологически грамотной личности, на которые рассчитывает общество. А ему именно сейчас, в период глобальных экологических перемен, нужны представители человечества, хорошо информированные, способные принять разумные, грамотные решения и отвечать за них, мыслящие глобально. Собственно проблему формирования такой личности и должна, по сути, решать современная школа.

Уроки, как бы правильно и педагогически адекватно они ни были построены, не способны охватить весь спектр мировоззрения человека. К тому же постепенно школы «покинула» экология, элементы экологических знаний растворились в близких предметах естественно-научного цикла: географии, химии, физике. А социальный заказ остается неизменным: необходим экологически культурный и грамотный член общества.Вот ведь парадокс: предмета «Экология» в школе нет, но олимпиады – и муниципальная, и региональная, и даже российская – по экологии проходят регулярно. Не менее регулярно проводятся и различного уровня экологические конкурсы среди учащихся.Так педагог оказывается перед дилеммой: и уроков нет, и результат необходим. На помощь, по моему мнению, должна прийти система внеклассной и внеурочной экологической деятельности школ и учреждений дополнительного образования. После долгого пути проб и ошибок, после создания и апробации нескольких систем экологического воспитания и образования школьников я написала программу экологической работы, которую назвала «Экология! Слову «Родина» ты аналогия!».Невозможно изучать и анализировать экологические проблемы в отрыве от исторически сложившихся отношений человека и природы, от конкретной ситуации в поселке, городе, регионе. Поэтому сформировалось и особое направление этой программы – эколого-краеведческое, оно может охватить целый пласт образовательной и воспитательной деятельности.Программа состоит из трех блоков:1. Проектно-исследовательский.2. Организация и проведение внеклассных и внешкольных мероприятий.3. Социально значимая деятельность учащихся в городской экосистеме.Проектно-исследовательский блокЭтот сегмент включает в себя:    поисковую работу – необходимо определить значимые не только для школьника, но и для социума реально выполнимые направления, темы. Выбор адекватных методик, которые можно было бы осуществить на уровне общеобразовательной школы без дополнительных финансовых вложений;    собственно составление проекта, работа с источниками информации;    проведение исследования и оформление результатов, составление презентаций;    представление их на конкурсах и конференциях различного уровня.При этом чем более близка школьнику тема исследования, тем с большим интересом и энтузиазмом он работает над проектом. Кроме того, исследовательский проект – неотъемлемая часть олимпиады по экологии, где оценивается не только теоретическая подготовка участника, но и уровень его исследовательских навыков.Такая форма апробирована мной в течение последних 15 лет и неизменно дает высокие результаты.Из 37 детских исследовательских работ 5 оценены дипломами победителей на международных конференциях (2003-2007 гг.). Успешно выступили ребята на российском конкурсе «Подрост» (2006 г.), одна работа признана победителем в 1-м лесном российском конкурсе «Дубы Евразии» (2007 г.), одна отмечена дипломом победителя конкурса, проведенного журналом «Экология и жизнь» (2010 г.). Отличились экологи и на конференциях «Шаг в будущее» (2009 г.), «Мы и биосфера» (2008 г.), «Шаг в науку» (2011 г.), V Международной научно-практической конференции в Серпухове (2009-2011 гг.), «Природа встречает друзей» (2007-2011 гг.).Обычно после представления работы на конкурсах и конференциях, особенно если получены все заслуженные награды, у ребенка опускаются руки: тема проработана, что делать дальше? Чаще всего этот школьник уходит из исследовательской деятельности, находя себе другое занятие.Но бывает и иначе. По мере становления юного исследователя постепенно трансформируется и его проект, тема. Так, ученица 8-го класса Анна Морозова темой своей работы выбрала «Деревья России» (2008 г.), затем ее внимание привлек только один представитель городской дендрофлоры – клен, численность которого, по результатам исследовательской работы другого учащегося, оказалась в Подольске наибольшей. Возник вопрос: почему. И тогда родилась новая, очень интересная работа «Клен зеленый, лист резной» (2009 г.), кстати, именно она заняла 3-е место в конкурсе, проведенном российским журналом «Экология и жизнь». Казалось бы, тема исчерпана, но пытливый ум пошел дальше: из древесины получают бумагу, а куда она потом девается? Следующая работа того же автора уже называлась «Вторая жизнь бумаги» (2010 г.). По закону Барри Коммонера, «все надо куда-то девать». Куда девать мусор, если его количество неизменно растет, свалки заполонили окологородские территории, а мусороперерабатывающие заводы в нашей стране не строятся по известным причинам? А если попробовать переработать мусор иначе? Вот и тема для следующей работы – «Плесень спасет мир» (2011 г.). Плесень вырастили, поселили на разные виды субстрата, в том числе и на обрезки пластика, и, к нашему удивлению, растет она себе, видимо, используя пластик как источник питания. Пока плесень еще растет, что будет дальше – увидим, эксперимент еще не закончен.Вне школыОрганизация и проведение внеклассных и внешкольных мероприятий включает в себя проведение:    экологических и краеведческих конференций;    конкурса «Знакомьтесь, наш музей»;    интеллектуальных игр и марафонов;    фестивалей;    обучающих семинаров.В этих мероприятиях в качестве членов комиссий и жюри принимают участие специалисты краеведческого музея, кафедры естественно-научных дисциплин ГОУ «Педагогическая академия», архива Министерства обороны, Управления лесного хозяйства, Комитета по экологии.В рамках школы эти мероприятия обычно проводятся в период декады биологии – экологии – географии, исключая музейную работу – просто в школе, где я работаю, музея нет. Но вполне возможно их проведение и вне школы.За период с 1 сентября 2010 по 1 марта 2012 года в целях распространения моего педагогического опыта и апробации авторской методической системы экологического образования и воспитания учащихся «Экология! Слову «Родина» ты аналогия!» организованы и проведены на базе центра «Родина» Подольского района:1. Экологический фестиваль образовательных учреждений Подольского муниципального района «Человек на Земле» (октябрь – декабрь 2010 г.).2. Обучающий семинар «Методы исследования окружающей среды» (январь 2011 г.).3. VIII районный смотр-конкурс школьных музеев «Знакомьтесь, наш музей» (февраль 2011 г.).4. IX районная эколого-краеведческая конференция «Моя малая родина» (март 2011 г.).5. Смотр-конкурс «Здравствуй, русский лес» (апрель 2011 г.).5. Экологический марафон и обучающий семинар «Методы исследования окружающей среды» (сентябрь 2011 г.).6. Районная интеллектуальная игра «Знатоки природы» (ноябрь 2011 г.).7. IX районный смотр-конкурс школьных музеев «Знакомьтесь, наш музей» (январь 2012 г.).8. X экологическая конференция учащихся Подольского района «Мир не обойдется без тебя» (февраль 2012 г.).В этих мероприятиях приняли участие 989 учащихся общеобразовательных учреждений Подольского района и их педагоги.Эта часть программы проходит всегда на ура. Однако подготовка и проведение таких массовых мероприятий требуют большого труда и терпения. В основном это касается подбора материала по качеству и объему, учитывая возраст и уровень подготовленности участников. Но разнообразие работы ребят не пугает. Итог таких мероприятий – благодарность ребят и учителей, а в большей степени – удовлетворение своей работой, что в наше время, согласитесь, доступно не каждому, особенно педагогу.Дети в городской экосистемеНет ничего проще, чем организовать такую работу: предложите свою помощь краеведческому музею, лесничеству, жилищному хозяйству или комбинату благоустройства. Примут с распростертыми объятиями. А в школе всегда найдется десяток детишек, энергия которых ищет выход, остается только направить ее в нужное русло.Почему моя программа называется «Экология! Слову «Родина» ты аналогия!»? Во-первых, все, что мы делаем – изучаем, исследуем, наблюдаем, основывается на том, что мы видим вокруг, где мы живем, с чем мы общаемся, а это и есть Родина. Большая, маленькая – не важно. А во-вторых, исследование делаем мы опять же для нее, единственной, неповторимой, такой загадочной Родины.Елена БАЕВА, учитель биологии школы №19, Подольск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте