search
main
0

Там дворянин ездил куда-то… ну учиться Путешествие из Москвы в Кулунду

Если край света и существует, то это непременно село Граничное Табунского района в Алтайском крае. Прошлой зимой мы опубликовали в газете купон-бланк для наших читателей, чтобы они смогли обратиться с любой просьбой к Деду Морозу! Так вот, учителя здешней школы отписали ему как последней инстанции в целом ряде чиновников из различных отделов образования. А просили отчаявшиеся педагоги сущую малость – прислать для детей книжки.

Не дожидаясь, когда школьниками из села Граничное заинтересуется кто-нибудь из Министерства образования, мы решили сами отправиться за тысячу верст и рассказать, как там живут люди.
Добираться недолго. Всего сутки. 3000 километров, на самолете до Барнаула и еще 500 – на машине в сторону казахстанской границы. Кое-где по бездорожью. Да и зачем здесь дороги, если ездить по ним все равно некому да и не на чем.
Сегодня на некогда плодородных землях целины, на сколько хватает глаз, раскинулись бескрайние заросли бурьяна. Наблюдая столь безрадостный пейзаж, мы наконец-то добрались до того самого села и той самой школы, о существовании которой не подозревает даже всемогущий Дед Мороз.
Нас встретила Светлана Яркова, директор средней муниципальной Граничной школы:
– Может, не подозревают о нашем существовании не только в столице, в Барнауле и то, наверное, не все знают. Москва – это как другое государство для нас. Мы там были последний раз еще во времена своей молодости, студентами. А теперь в Барнаул выбираемся только по из ряда вон выходящим причинам.
В глаза бросается бедное оформление кабинетов, пустые полки, от руки нарисованные наглядные пособия. Но учителя единственной наболевшей проблемой считают полное отсутствие учебников и книг.
Последние поступления в школьную библиотеку были еще при советской власти. Ни во время правления Горбачева, ни Ельцина, а теперь вот Путина ни одной книги в школу никто не прислал. Более 10 лет библиотекарь Зоя Амелина не видела не то чтобы новой художественной литературы, учебники русского языка, и те в большом дефиците:
– В основном у нас книги про Ленина: “В синем месяце апреле”, “Ленин в рисунках художника”, о Великой Отечественной войне (при этом книга разваливается в руках библиотекаря), еще мы из дома приносим журналы “Мурзилка”, “Пионер”, у кого что дома было, давно все принесли, заклеиваем старые книжки на трудах. Вообще много можно набрать книг о Ленине. Спросите сами у детей, что они читают.
Подхожу к двум ученикам четвертого класса. Девочка говорит: “Я читала “Золотой клубочек”, про что, не помню. “И я не помню, – вторит ей мальчик. – Мы во втором классе когда были, в библиотеку ходили…”
Хорошо, если к 9-му классу дети запоминают имена четырех писателей: Пушкина, Горького, Некрасова и Чехова. Мы спросили ученицу 9-го класса, какое произведение из школьной программы ей понравилось. Она, смущаясь, ответила, что названия не помнит, “…а так рассказ очень хороший”. Дальше следовал набор слов, передать который мы не в состоянии. Попробуйте угадать, о каком произведении из школьной программы идет речь. (Дословно): Там…дворянин ездил куда-то…ну учиться…он очень был такой как…капризный… и он его… отправил учиться… и там он влюбился в одну девушку… ну им нельзя было быть вместе… в общем его куда-то отправляли по разным странам… он там служил…вот…все…
Не ломайте головы, уважаемые учителя. Это краткое содержание “Капитанской дочки”. Да и в чем провинилась бедная девочка, если в сельской библиотеке уже несколько лет нет новых книг, а ребенок вынужден черпать знания из журнала “Крестьянка” – единственного очага новой информации на селе. Преподаватель русского языка и литературы не может вспомнить, что она читала последний раз, кроме программных произведений. Приобрести новую книгу у нее нет никакой возможности. О писателе Акунине (например) Любовь Шедман даже не слышала. И не только у нее нет денег на приобретение литературы. Родители не могут купить ребенку даже так необходимый ему учебник!
– Учебник русского языка стоит от 60 рублей, – говорит Любовь Александровна. – Но не каждый может себе это позволить. Средняя зарплата в селе 250-300 рублей… у механизаторов, а наши родители работают в основном механизаторами, и зарплату не платят уже семь лет. Как живем? На своем подсобном хозяйстве… все…
Зоя Амелина, библиотекарь, подхватывает разговор:
– В этом году нам дали 3 центнера отходов, 10 литров масла. Это на весь год. Вот скажите, можно при такой жизни купить учебник или нет? Ребятишки тоже думают только о том, как бы заработать денег и помочь родителям по хозяйству.
Мы привезли с собой книги, какие только смогли собрать в редакции, в основном принесли из дома. Надо было видеть, как дети разглядывали цветные глянцевые обложки, бережно перебирали учебники. Мы попросили 11-летнюю Машу выбрать книгу, которую ей бы хотелось прочесть. Она выбрала “Золушку”…
…Недавно администрация Алтайского края распорядилась снабдить каждую сельскую школу компьютером. Но здесь к этой идее относятся с иронией. Во-первых, никто не умеет с этим компьютером обращаться, а во-вторых, по словам самого директора, его на второй день унесут вместе со школой, какие решетки на окна ни ставь.
– Лучше бы книги купили, чтобы дети хоть научились как следует читать, – подводит итог Зоя Амелина. – Им неинтересно читать книжки только про Ленина.
Помимо книг и учебников, не у всех детей есть тетради и ручки. В магазинах-то они есть, только вот живых денег здесь отродясь не видели. Кирпичный дом со всеми удобствами в Граничном стоит не более 300 долларов. Так что местные жители милости просят всех желающих на поселение. Для них такая сумма не по карману. Питаются на селе тем, что выросло в огороде. В школьную столовую дети сдают по 10 килограммов картошки, свеклу, лук, морковь. Из этих продуктов повара готовят ребятишкам обеды. Вот меню на четверг, 13 сентября: суп рисовый (с килькой). Булочка со свеклой. Чай. Приятного аппетита!
О том, что есть где-то город Москва – столица Российского государства, дети из села Граничное выучили по учебнику географии – единственному на всю школу. А вот о том, что эта школа – тоже лицо нашего образования и что Россия не заканчивается за пределами Садового кольца, а простирается на сотни тысяч верст дальше, нам и хотелось напомнить сегодня всем тем, от кого зависит образование простых русских ребятишек. Занимаясь различными реформами, в столице, наверное, не знают, что самая главная задача учителей в глубинке сегодня – это научить детей хотя бы читать и писать.

Светлана ГУБАНОВА
с.Граничное,
Табунский район,
Алтайский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте