search
main
0

Талисман и символ мудрости

С благодарностью моему отцу, наставнику и учителю жизни

Здравствуй, учитель! Для меня стало необходимостью разговаривать с тобой… мысленно. Мне нужен твой совет, хочется поделиться с тобой своими размышлениями. Я знаю, что ты меня видишь и подмигиваешь одобряюще. Первые весенние дни 2023 года выдались в Грозном солнечными… Воздух наполнен свежестью. Сама природа как будто приглашает к размышлениям… К размышлениям о жизни, о понимании своего труда, о людях, которые готовили тебя к профессии и к этому труду… К профессии учителя и учительскому труду…

Хулимат СУЛТАНОВА

Оценка, которую ставят учителю родители, ученики и даже директор школы, – это еще не оценка. Есть более строгий и беспристрастный ценитель его труда – сама жизнь. И эта оценка будет поставлена ею много лет спустя и по-разному: настоящий – посредственный, любимый – нелюбимый, хороший – плохой.

Может, труд учителя – это роль? Хотя… ведь действительно, это образ, в который входишь каждый раз каждый день, каждую минуту, проведенную в классе. А может, быть учителем – это рок или подарок судьбы? Точно знаю одно: быть учителем ответственно, но более ответственно, каким учителем быть!

Уходят из школы ученики. В жизнь, как принято говорить. Что они берут с собой туда? Прочные знания и светлый образ первой учительницы? Ценность дружбы или святость первой любви? Уроки человечности или ненависть ко всем, кроме себя? Образ школы – второго родного дома или горькие воспоминания о школьных годах? Вот за это в ответе учитель! Если не смог прийти на помощь ребенку, ищущему у тебя защиты и участия, если предал доверившегося тебе, не смог разглядеть в гадком утенке лебедя, какие бы совершенные знания ни дал детям, ты получил «неуд». Уйти из школы? Не получится. Она не отпустит. В памяти и сердце все равно будет все, что связано с ней, будешь переживать это снова и снова.

Помнишь, в далеком детстве я прибежала домой и сказала: «Все, дада, я больше в школу не пойду»? Ты отложил свои дела, внимательно посмотрел на меня и сказал: «Пойдем, дочка, поговорим спокойно». Ты, всем своим видом показывая сочувствие, спрашивал, почему я так решила, что заставило меня принять такое решение, что не понравилось в школе. На все вопросы я ответила одной фразой: «Там учителя холодные». Ты спрашивал, что значит «холодные», много ли их. На твою просьбу назвать холодного учителя я сказала, что учительница физики самая холодная: у нее злые глаза, она никогда не улыбается… Ты внимательно слушал меня, в твоих глазах я видела столько тепла и понимания, что уже не плакала. Посадив меня рядом с собой, ты вытер мои слезы и сказал: «Это очень плохо, когда учитель, да и любой другой человек, холодный. Давай, дочка, сделаем так. Ты завтра пойдешь в школу и посмотришь, кого там больше – холодных учителей или теплых. И если холодных окажется больше, ты не пойдешь больше в школу».

На второй день в школе я подходила к учителям, здоровалась с ними, всматривалась в их лица, и, когда кто-то из них с улыбкой на лице меня обнимал, мир становился для меня другим. Я целый день была в школе, хотя моя смена заканчивалась к двум часам. Домой я вернулась с уверенностью, что теплых учителей в школе намного больше. Так благодаря твоей мудрости, твоему умению проникнуться моей болью я поняла, что нельзя принимать скоропалительных решений, что на земле добрых людей больше, чем злых, и, главное, каким учителем я стану.

Также помню вдохновленное личико целеустремленной Инги, грустные глаза мечтательной тихони Эльзы, улыбаюсь воспоминаниям о проказах бесшабашного Умарика, думаю о проблемах Тимура и снова и снова открываю дверь своего 1, 2, 3, 4‑го классов, где меня ждут. Чтобы вместе прожить за короткое время этот урок, этот день, может быть, целую жизнь. Если от моих слов зажигаются глаза детей или появляются слезы сострадания, восхищения, я совершаю маленькое чудо…

Как измерить участие учителя в судьбе и жизни конкретного ребенка, в становлении его духовного мира, как подсчитать тот постоянно меняющийся процент роста и развития человеческой души? Возможно ли это? Каков критерий? А ведь это и есть самое главное. Ради этого критерия следует идти в класс. Но твердо помнить, что только доброе, мудрое, искреннее слово способно проложить путь учителя к сердцу ученика, зародить в нем ростки человечности, гуманности, нравственности, которые не оставят его равнодушным слушателем.

Трудно быть учителем. Трудно учить петь, а не подпевать. Нужно иметь терпение (ох, как порой его чуть-чуть не хватает!), быть готовым терпеть душевные муки (за каждого переживаешь, как за единственного).

Ты всегда повторял, что быть учителем – это дар Творца, данный далеко не каждому, и что кому дано много, с того многое и спросится. Ты всегда учил меня ответственности перед выбранной профессией и пониманию колоссального труда, прежде всего над собой. Учил и вел к осознанию, что быть учителем – это непрекращающееся ученичество, что как только перестанешь учиться сама, перестанешь быть учителем… Ты всегда говорил, что основа учительского труда – любовь к тем, кого учишь, и к тому, что делаешь…

Я всегда помню об этом и всегда следую твоим наказам.

Мне светит твоя звездочка, светит то насмешливо, то одобрительно. Иногда подбадривает, порой подзадоривает. Она для меня талисман и символ мудрости. А еще и знак необходимости моего труда. Вечная благодарность моему отцу, наставнику и учителю жизни!

Хулимат СУЛТАНОВА, директор Департамента дополнительного образования и программной деятельности Министерства образования и науки Чеченской Республики

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте