Одно из приоритетных направлений развития современного дошкольного образования – работа с детьми одаренными и детьми, имеющими повышенную познавательную мотивацию. Сейчас, как никогда, необходимы люди, мыслящие нешаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.
Сегодня наука и практика уделяют особое внимание развитию у детей творческих, коммуникативных и интеллектуальных способностей, формированию самостоятельности и активности, умений классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. В работе с детьми с повышенной познавательной мотивацией педагоги и специалисты нашего учреждения используют различные формы образовательной деятельности – проблемные ситуации, элементарные исследования и эксперименты, игры и игровые упражнения. Важно подчеркнуть, что все они имеют интегративный характер, позволяющий решать задачи из разных образовательных областей, и используются для развития разных видов детской деятельности – коммуникативной, познавательно-исследовательской, игровой. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду осуществляется в форме свободного, непринужденного познавательного взаимодействия педагога с дошкольниками, когда взрослый-партнер учитывает детские интересы и поддерживает инициативу каждого, а ребенок воспринимается как полноправный субъект взаимодействия. Игра как основная форма этой деятельности позволяет обеспечить равные партнерские отношения взрослого и ребенка, активизирует самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность, придает импульс творческой деятельности детей. Наш опыт работы показал, что игра активно воздействует на познавательно-речевое развитие ребенка в том случае, если воспитатель обогащает ее содержание и правильно организует. Особенно важное место занимают дидактические игры, обязательные элементы которых познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в дидактической игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он легко оперирует (например, названия и внешний вид растений, предметов, необходимых для труда, содержание литературных произведений). Решая умственную задачу, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении полученных знаний, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам. Например, в играх «Что изменилось?», «Чего не стало?» ребенок запоминает предметы или их расположение, а затем восстанавливает в памяти эту картину и определяет, какие изменения произошли. В играх «Найди предмет такой же формы», «Подбери по цвету», «Кому что нужно для работы?» ребенок успешно группирует предметы по общим признакам, в играх «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Угадай по голосу» дети определяют предмет по одному из признаков. Психолого-педагогическая работа в нашем дошкольном учреждении идет через игровую деятельность, при которой сохраняют и синтезируют элементы познавательного, обучающего и игрового общения. Такой подход подготавливает детей к диалогу, к интеллектуально-познавательному общению со сверстниками и взрослыми. Педагог в свою очередь, обладая мастерством, без видимой опеки и выполняя определенную игровую роль, направляет поисковую деятельность детей, избегая авторитарного давления на них. В настоящее время в работе с дошкольниками педагоги детского сада используют богатый спектр игр и игровых упражнений, направленных на развитие логического и образного мышления, произвольности, памяти и внимания, речи и творческого воображения. Мы убедились в том, что чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится главный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе – абстрактному мышлению. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников. Играя с детьми, мы определили основные правила организации дидактических игр и упражнений для взрослого (педагога или родителя): будьте терпеливыми; умейте играть и будьте равным партнером в игре; умейте принять и понять любой ответ, предложение, решение ребенка; постарайтесь заметить неповторимость и индивидуальность каждого ребенка; поддерживайте проявление творчества в игре. Мы подобрали игры и игровые упражнения, которые активизируют способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению. В совместной образовательной деятельности взрослого с детьми мы используем различные виды занимательного материала: занимательные вопросы, задачи-шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельности; задачи-головоломки, цель которых составление фигур из указанного количества счетных палочек, в таких задачах осуществляется преобразование, видоизменение заданной фигуры путем уменьшения или перекладывания ее составляющих; группа игр на моделирование плоских или объемных фигур, способствующих развитию образного и логического мышления, пространственных представлений; наглядные логические задачи на заполнение пустых клеток, продолжение ряда, поиск признаков отличия, нахождение закономерностей расположения фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой. Взрослые, играя с ребенком с повышенной познавательной мотивацией, развивают важные для ребенка психические процессы. Мы убеждены в том, что система взаимодействия педагогов с детьми с повышенной познавательной мотивацией может пробудить имеющиеся у них задатки, обеспечить своевременное успешное развитие способностей и одаренности ребенка.Светлана НИКОЛАЕВА, педагог-психолог детского сада №1106
Комментарии