Полагаю, что ученому-филологу, литературоведу в статье на сорока-пятидесяти страницах непросто раскрыть все мысли, заложенные классиком в стихотворных строках: «Мороз и солнце, день чудесный…». Однако думаю, что еще сложнее без искажений донести до слушателей чувства поэта, сделать доходчивыми стихотворные образы, если слушателям этим всего лишь пять-шесть лет от роду. Такую сложную задачу, – познакомить с Александром Сергеевичем Пушкиным дошкольников – поставила перед собой Татьяна КАНДАУРОВА, воспитатель детского сада села Курманаевка Оренбургской области.
На первый взгляд непосвященному может показаться, что чего-то нового добавить ко всему до сих пор сказанному про поэзию Пушкина уж и невозможно вовсе. Ну что еще можно поведать маленьким детям – дошколятам, заметьте – о великом поэте? Но ведь совершенству нет предела. Потому воспитанники Татьяны Анатольевны изучают на занятиях произведения Пушкина в высшей степени творчески. Технологии преподавания каждой темы детально продуманы и охватывают не только разнообразные произведения поэта, но и все мыслимые виды деятельности дошкольников. В своей методической разработке Татьяна Кандаурова описывает свой опыт театрализованной постановки по сказкам Пушкина. В качестве примера изучения классической русской поэзии детьми старших групп детского сада приводится сценарий музыкального утренника. По мотивам пушкинских сказок предусматривается проведение занятий по развитию речи. Созданные великим поэтом образы воплощены в коллективном рисовании на занятиях по изобразительному искусству. В систему работы детского сада по Пушкиниане входит даже проведение сказочно-спортивного турнира. Надо заметить, работа проведена многогранная и всеохватная, притом она четко организована, уложена в стройную последовательную систему, упорядочена, что как раз представляет особую ценность для коллег: хоть сейчас бери и переноси в свое учебное заведение, но обязательно творчески применяя, если надо, перерабатывая и подлаживая к своим особенностям.
В ряду добросовестных, качественно составленных методических разработок, присланных на конкурс «Сто друзей» 2002 года, резко выделяется сценарий урока «Имя славное Пруткова, имя громкое Козьмы» учителя литературы Вятской гуманитарной гимназии (г. Киров) Валерии ВОЛОГЖАНИНОЙ. Читаешь эту работу и укрепляешься в убеждении, что написавшему ее учителю, автору такого замечательного сценария, довольно легко побудить детей любить русский язык. Урок обильно снабжен разнообразным материалом: дана подробная, по годам, биография этого литературного героя – Козьмы Пруткова, приводятся забавные и вместе с тем поучительные истории из реальной жизни его создателей – А.Н. Толстого и братьев Жемчужниковых. Проблема урока, как ее ставит Валерия Владимировна, состоит в том, чтобы ученики самостоятельно оценили «заслуги» Пруткова. Его многочисленные афоризмы и крылатые выражения вроде такого: «Дарования, рассыпанные между другими поэтами порознь, оказались совмещенными во мне едином» – должны побудить ребят к критической оценке и других, в том числе современных творений поэзии, чтобы научиться понимать подлинное искусство, отделять его от скороспелых дешевых поделок.
Хочется обратить внимание сразу на две работы Светланы ХЕЛИК, учителя русского языка и литературы СШ №1 города Анива Сахалинской области. Одна из них – литературный сборник «ПО-слушайте!», который в относительно небольшом объеме отражает титаническую внеклассную работу по учебному предмету – творчество разных жанров литературы. Тут есть песни собственного сочинения, стихотворные посвящения, детские очерки. Иногда жанровую принадлежность бывает нелегко определить. Здесь в едином формате заключены интервью с теми людьми, которые пережили войну в том же возрасте, в котором пребывают авторы очерков. Совмещение поисковой и самостоятельной литературной творческой работы детей образует особенно сильный, кумулятивный эффект воспитательного воздействия. Читаешь эти тексты ребят и постоянно чувствуешь незримое присутствие наставника, учителя, который не только подал идею, но и постоянно направляет процесс познания жизни, чтобы создаваемые подростками тексты не вырождались в элементарные школярские задания.
Другая работа Светланы Хелик посвящена занятиям по русскому языку. Здесь по-иному, но столь же ярко преломляется учительский талант. Серия уроков на тему «Стилистика и культура речи» неожиданно стала актуальной в свете рассмотрения Государственной Думой проекта закона о языке (кстати, методическая разработка была прислана задолго до начала его обсуждений). Здесь автор подробно рассматривает технологии и методики преподавания. Составлена программа проведения занятий, составлены список привлеченной литературы и таблицы к урокам, подобраны упражнения, проверочные вопросы и тексты для разбора силами учеников. Получился учебник в миниатюре, отличающийся от некоторых других учебных пособий тем, что автор написал его исходя из богатого практического опыта.
В номинации «Материалы к уроку» особого внимания заслуживает работа Марины ПУГОВКИНОЙ, учителя литературы лицея №1 города Усолье-Сибирское Иркутской области. Гоголиана – вообще благодатная тема для литератора, но она же диктует строгие требования. Методическая разработка Марины Анатольевны написана так, чтобы вовлекать в исследовательскую работу детей – да и читателей тоже. Она предлагает сопоставить «Гоголя с Гоголем», точнее фрагменты, например, из «Мертвых душ» с цитатой из «Выбранных мест из переписки с друзьями». Познавательный и воспитательный эффект превосходит все ожидания. Марина Анатольевна сравнивает Гоголя как светского писателя с рабом Божьим Николаем Гоголем. Как различно, оказывается, представлены образы России, русского народа, помещика, чиновника и самого писателя! Все это добросовестно составлено в виде сравнительных таблиц. Остается только пожалеть, что присылаемые на конкурс работы ограничены в объеме.
Сильный, качественно исполненный сценарий урока представила на конкурс Галина РОМАНОВА, учитель литературы СШ №5 города Железногорск-Илимский Иркутской области. «Словесным огнем опаленный» – так называется методическая разработка, посвященная изучению творчества «крестьянского» поэта Николая Клюева. К этому уроку сценарий дан скорее в театральном смысле – с ролями, которые исполняют ученики (учитель, сам Клюев, литературовед, искусствовед, чтецы), с элементами сценографии. Методический материал соответствует ценности выдающегося поэта. Что не может не радовать.
В этой же номинации выделяется работа по русскому языку Николая РУХЛЕНКО, директора Орликовской СШ Чернянского района Белгородской области. Для изучения правил с чередованием гласных и с мягким знаком после шипящих Николай Михайлович составил несколько подборок пословиц и поговорок. Материал поражает своим обилием, при том, что каждая такая подборка строго соответствует заявленной теме. В какой-то момент даже кажется, что у русского народа не может быть такого количества исконных фразеологических оборотов. Оказывается, есть, и Николай Рухленко чуть ли не все их собрал в одной работе, да так, что ему пришлось отказаться от табличного представления материала, чтобы уместить его весь на ограниченном числе страниц конкурсной работы. Но это не сваленные кучей фразы. Здесь приводятся примеры различного применения всего собранного автором разработки словесного богатства.
В числе методических разработок по русскому языку следует упомянуть также работу, проходившую по номинации «Технологии и методики преподавания», Елены ВОЛКОВОЙ, учителя русского языка лицея №1 Волгограда. – «Организация учебного материала в процессе работы над словами с непроверяемыми написаниями как средство индивидуализации обучения младших школьников». Елена Валерьевна учитывает не только возрастные особенности, но и дифференцирует детей по предпочтениям восприятия: у кого и какие «коды» памяти лучше работают (вербальный, визуальный код). Автор «привязывает» ключевые понятия русского языка к ярким зрительным образам, доступным младшим школьникам. Она снабдила свою работу наглядными материалами и специальными карточками, удобными для проведения тестирования детей.
Надо отметить, что в ходе конкурса «Сто друзей» 2002 года через руки жюри прошло несколько десятков замечательных работ учителей русского языка и литературы. Мне удалось едва коснуться лишь нескольких, на мой взгляд, самых ярких и самобытных материалов.
Комментарии