Проблема детской одаренности – это общенациональная проблема. Как вовремя выявить талант и как его не только сохранить, но и развить – эти и другие актуальные для педагогики и психологии вопросы обсуждались на Российской конференции “Одаренные дети: теория и практика”, которая состоялась в Психологическом институте Российской академии образования.
Как отметил в своем докладе научный руководитель координационного совета федеральной целевой программы “Одаренные дети” Минобразования РФ, доктор психологических наук Виктор Панов “постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в ХХI век… невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны”. Впрочем, на конференции рассматривались всевозможные виды одаренности, обсуждались различные методологические и теоретические подходы к исследованию феномена “одаренность”. Психологам и педагогам в практической работе с талантливыми детьми, а также и родителям постоянно приходится сталкиваться со многими трудностями и часто “один на один” решать возникающие проблемы. Многие несомненные достоинства одаренного ребенка подчас оборачиваются не совсем понятными для взрослого сторонами. С какого возраста можно проводить диагностику одаренности? Какие условия стимулируют раскрытие одаренности? Какую программу выбрать для этого? Какова роль родителей в развитии одаренности их детей? Все эти вопросы серьезно волнуют педагогов, психологов и родителей.
Часто у неординарных детей наблюдаются эмоциональная неустойчивость, недоразвитие психоэмоциональной сферы, трудности в общении, поэтому они нуждаются в психологической помощи и поддержке.
Еще одна сложная проблема – непроявленные способности. Оказывается, умственная одаренность, талант к наукам могут быть и у тех, у кого в школьные годы, казалось бы, не было оснований это предполагать. Почему такое возможно? Среди многих причин этого – некомпетентность некоторых педагогов и психологов, которые еще многого не знают и не умеют. Часто необходим индивидуальный подход, при котором скрытые, дремлющие способности могут быть разбужены. Академик Матюшкин, в течение многих лет занимавшийся проблемой одаренности, отмечал, что одаренность может быть загублена на любом этапе развития, в том числе и в дошкольном возрасте. Что же нужно делать, чтобы ростки не погибли? Одна из первых задач, как отметили ученые, – подготовка квалифицированных специалистов в этой области. Практика работы с учителями показывает, что преодоление стереотипности восприятия, мышления и поведения является очень трудной задачей, которую нельзя решить традиционными (лекционными, семинарскими) методами профессиональной подготовки. Более эффективными здесь являются психологические тренинги, позволяющие учителю осознать и изменить собственные стереотипы восприятия, мышления и поведения.
Другая задача – разработка специальных программ для обучения и развития одаренных детей в системе дошкольного и школьного образования, построения учебно-воспитательного процесса и образовательной среды в целом.
В целом конференция была пронизана гуманистическим отношением к одаренному ребенку. Ведь одаренные дети – это не просто носители таланта, а прежде всего люди. Именно человеческое и конструктивное отношение к таланту, атмосфера любви, добра и уважения, даст ему возможность почувствовать себя полноценным человеком, а не “белой вороной”, полностью реализовать свой творческий потенциал.
Елена ГУСЕВА
Комментарии