27 марта во многих странах мира отметили Всемирный день театра. В России к этому празднику были приурочены премьеры новых спектаклей, награждения театральных деятелей и чествования ветеранов сцены. А 28 марта свой очередной день рождения отпраздновал Большой театр России. Он является одним из самых крупных театров оперы и балета не только в нашей стране, но и в мире. Екатерина II, проводившая политику просвещенного абсолютизма, уделяла большое внимание развитию культурной жизни Российской империи. В 1776 году по ее высочайшему соизволению губернский прокурор князь Петр Урусов начал строительство театрального здания на правом берегу речки Неглинки.
Первые шаги
Екатерина Великая не первый русский правитель, который проявил интерес к этому виду искусства. Еще Алексей Михайлович Тишайший пригласил в Москву актерскую труппу под руководством немецкого пастора Грегори. Спектакли шли на немецком или французском языках. После смерти московского государя театр был закрыт.
При императрице Елизавете Петровне в Ярославле открылся первый российский профессиональный театр. Основателем его считается Федор Волков. Отец русского театра был родом из купеческой семьи. Его отчим отправил двенадцатилетнего Михаила в Москву набираться уму-разуму у немецких промышленников. Там, в златоглавой, он и увлекся театральными представлениями. После окончания обучения он уезжает в столицу, где в течение двух лет изучает сценическое искусство. В 1750 году в обыкновенном каменном амбаре Волков дает свое первое представление. Год спустя он строит деревянный театр на берегу Волги.
Но недолго ярославцы могли наслаждаться театральными постановками своего талантливого земляка. По требованию императрицы Волков вместе со своей труппой прибыл в Петербург. 30 августа 1756 года Елизавета Петровна издает указ об учреждении русского театра в столице Российской империи. Впоследствии была создана целая структура императорских театров.
Крепостной театр Шереметева
Особое место в истории русского театрального искусства занимают крепостные театры. Самый известный из них был основан графом Петром Шереметевым в 60‑х годах ХVIII века в родовой усадьбе Кусково. Сын графа Николай Петрович продолжил дело своего родителя. Им было построено новое здание театра, а труппа пополнялась талантливыми крепостными. Среди них блистала своим актерским мастерством Прасковья Ковалева-Жемчугова. Екатерина II была так сильно впечатлена талантом актрисы, что соизволила одарить ее драгоценным перстнем с бриллиантом. История любви графа Шереметева и дочери простого кузнеца тогда сильно потрясла дворянское общество. Разрешение на этот брак пришлось давать самому императору Александру I. К сожалению, он продлился недолго, всего три года. В 1803 году, вскоре после родов, она скончалась.
Названовский театр
Крепостные театральные коллективы создавались не только столичными помещиками. В провинции были дворяне, которые также не жалели ни времени, ни средств на создание и содержание театральных трупп.
Помещик Меленковского уезда Владимирской губернии Николай Названов в свое время был участником антинаполеоновских войн. За мужество и героизм, проявленные в сражениях при Аустерлице и под Фридландом, он был награжден золотым оружием. В звании штабс-капитана вышел в отставку и уехал в свое имение – село Приклон. При нападении на Россию Наполеона не смог спокойно сидеть в своем поместье и вступил в ряды Владимирского ополчения. Прослужил в нем вплоть до самого роспуска. После Отечественной войны 1812 года несколько раз избирался уездным предводителем дворянства.
Театр был большой страстью Николая Названова. Село Приклон располагалось на берегу реки Унжи, в двух километрах от уездного города Меленки. Летом спектакли ставились прямо на берегу речки, в прибрежном парке. А зимой труппа выступала в домах меленковских дворян. На эти представления собирались любители театрального искусства со всей округи.
Помещик-театрал имел в собственности достаточно большое количество крепостных крестьян – 735 душ. Но даже такому богатому человеку содержание театра обходилось в копеечку. Имение Названова было заложено, а театральная труппа стала ездить по городам и давать платные представления. В 1832 году театр Названова добрался до города Владимира. Губернский центр не имел своего театра, поэтому владимирцы с удовольствием посещали спектакли провинциальных актеров.
В репертуаре крепостного коллектива были оперы, водевили, драмы, балет. Все это было рассчитано на непритязательного зрителя. Большой популярностью пользовалась комическая опера «Любовная почта», опера-водевиль «Две записки, или Без вины виноват», комедия «Жених, или Век живи и век учись», переведенная с французского опера-водевиль «Учитель и учение, или В чужом пиру похмелье». За сезон труппа могла дать 18 спектаклей.
Названовский театр регулярно появлялся в губернском центре. Последнее выступление его труппы состоялось в 1842 году. За этот сезон актеры труппы успели поставить на сцене 55 пьес. В середине 40‑х годов ХIХ века гастроли крепостного театра прекратились. Это было связано с тяжелой болезнью Николая Названова.
Театральный коллектив состоял из псарей, поваров, лакеев и прочих дворовых людей. Достоверно известны имена только двух членов этого театра: Алексея Лабутина и Стефаниды Бажановой. Лабутин был и актером, и управляющим театральной конторой. А Бажанова была примадонной. Она исполняла первые партии в опере и являлась солисткой балета. Николая Названова и крепостную актрису связывала большая любовь. У них родились дети, воспитанию которых отец уделял самое пристальное внимание. Через какое-то время Стефанида Бажанова получила вольную, а потом, в 1847 году, стала законной супругой владельца театра. Перед смертью супруг завещал ей поместья в Нижегородской и Новгородской губерниях стоимостью 60 тысяч рублей серебром. Правда, эти земли были заложены в Московском опекунском совете. Но в завещании упоминается еще и движимое имущество на сумму в 4 тысячи рублей серебром.
Николай Никитич Названов скончался 13 января 1848 года. Сразу после его смерти началась судебная тяжба между его наследниками. Сестра помещика объявила завещание подложным и вынудила актрису покинуть усадьбу в Приклоне. Стефанида Бажанова переехала жить в город Меленки, где ей принадлежали два дома. Дело рассматривали в Нижегородской палате гражданского суда, а затем оно было передано в Сенат. Театр остался без финансирования и закрылся. Часть актеров, получив вольную, переехали во Владимир. Там уже открылся губернаторский театр, в труппу которого они и поступили на службу. Наступала новая эра в истории русского театрального искусства. Крепостные театры становились достоянием истории и уступали дорогу новым театральным коллективам, в которых все актеры были свободными людьми.
Григорий ФОМЕНКОВ, Меленки, Владимирская область
Комментарии