С Таей Избалыковой на ежегодной научно-практической конференции Омской областной общественной организации НОУ «Поиск» мы встретились во второй раз. В прошлом году эта крошечная девочка с задорными косичками меня поразила. Она весь год выращивала не котят, а инфузорий! Хотела собственными глазами увидеть, как в капле воды резвятся «туфельки» и «трубачи». Нынче третьеклассница Большеуковской средней школы удивила меня не меньше – она сконструировала камеру-обскуру, чтобы на ее примере изучить и описать оптическую систему глаза.
Собрать и добыть информацию, провести опыт, обработать статистические данные и сделать свои выводы – это серьезная тренировка ума. Ведь цель конференции научного общества учащихся «Поиск» не найти самого умного, а помочь тысячам подростков открыть в себе исследователя. И что удивительно в современном мире, где все без конца конкурируют друг с другом, ее организаторы изо всех сил пытаются избежать конкурсности. Здесь нет победителей и нет проигравших – принимают участие все, кто работал: одни становятся докладчиками, другие – слушателями, одни – дипломантами, другие – лауреатами.- Притом что сейчас существует масса различных интеллектуальных конкурсов коммерческого толка, очень мало мероприятий, где дети могут продемонстрировать интеллект, просто поделиться мнениями, взглядами, – говорит Руслан Симанчев, председатель совета кураторов НОУ «Поиск», кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой комплексных систем защиты информации Омского государственного университета. – Они с детства вынуждены соревноваться. А наука – это не бег на дистанцию, тут у каждого свой путь познания. У нас тот, кто не стал докладчиком, не проиграл. Исследовательская деятельность – процесс трудно прогнозируемый, так что это означает только то, что на этом этапе работа просто не закончена. Именно поэтому слушатели получают гораздо более расширенные рекомендации, чем докладчики, и работают дальше.В 83 секциях конференции по 19 научным направлениям ежегодно участвуют вместе с детьми тысячи студентов, учителей, педагогов, преподавателей и ученых. В научном сопровождении детских трудов задействованы преподаватели пяти вузов не только Омска, но и всей Сибири. Они общаются с детьми и учителями на выездных консультациях, переписываются по электронной почте. Что само по себе замечательно: даже я робею иногда позвонить занятому ученому Симанчеву, а школьник из крошечного Усть-Ишима – запросто. Потому что у них одно дело – они двигают науку. Конференция – основной проект научного общества учащихся, но далеко не единственный: зимняя, летняя, осенняя школы, где лекции детям читают ученые, аспиранты и студенты ведущих вузов Омска, Новосибирска, Москвы и Санкт-Петербурга, интеллектуальные игры, семинары для педагогов, курсы личностного роста и гармоничного развития, выездные консультации и подготовка к ЕГЭ. За историю существования организации в проектах НОУ «Поиск» принимали участие более 400 тысяч талантливых молодых людей. Единомышленники – большие и маленькие: дети, ученые, педагоги – собираются на конференцию уже в 45-й раз. Праздник науки получился международным благодаря участникам не только из Омской, Московской, Томской, Новосибирской областей, Красноярского и Алтайского краев, но и из Казахстана, Киргизии. Детскую общественную организацию НОУ «Поиск» задумали и создали в прошлом веке по образу и подобию Академии наук. Сейчас она объединяет 10 тысяч школьников Омской области, с которыми сотрудничают 700 научных деятелей Сибири! Заметьте, бесплатно, по зову ученых душ. Проходила конференция два дня сразу в нескольких корпусах педагогического и политехнического университетов. Организовали ее кроме «Поиска» Научный центр Сибирского отделения РАН, Совет ректоров, отделение Русского географического общества. Министерство образования Омской области, строго соблюдая закон о том, что государство не должно создавать условия для преимуществ одной общественной организации перед другой, из состава учредителей вышло, несмотря на постулат о важности выявления одаренных детей и талантливых педагогов. А на юбилейную, 45-ю конференцию приехали не только дети, но и те, кому не безразлично их будущее, – почти 200 человек, среди которых 8 академиков и докторов наук, 64 кандидата, преподаватели вузов и педагоги школ. Делились опытом организации исследовательской работы, говорили о проблемах образования. – ЕГЭ задушил математику, – считает профессор Михаил Павлович Лапчик, академик Российской академии образования, доктор педагогических наук. – Дети разучились рассуждать, и с этим неумением они приходят в вуз. Понятно, что ЕГЭ не остановить, значит, надо искать другие формы развития мышления, в частности, развивать учебно-исследовательскую деятельность школьников. Учителя будут вынуждены заниматься этим – федеральные государственные стандарты нового поколения ориентированы на проектную деятельность, но как сделать, чтобы школьники занимались ею не для галочки в отчете учителя, а для собственного развития? В преддверии юбилейной конференции ученые Омского педагогического университета выяснили, что занимаются научно-исследовательской работой больше всего малыши, «потому что учитель про нее здорово рассказал». Если для младших существуют методики с поэтапным алгоритмом действий, то для более старших школьников их нет. Ученые из «Поиска» отправляются в районы области, проводят в школах семинары для педагогов по организации исследовательской деятельности учащихся. Учителей-энтузиастов, таких же, как ученые, которые с ними сотрудничают, много лет работающих с «Поиском» независимо от поддержки регионального Министерства образования, не так много: человек 300. Симанчев называет их марсианами. Остальные – большинство – не энтузиасты, но честные труженики. Они подвигают детей на занятия исследованиями, поддерживают их, но хотят официального признания своих заслуг – баллов для стимулирующих выплат, отметок для аттестации. Это их право.- Я не уверен, что наши сертификаты без подписи министра образования Омской области помогут вам при аттестации, – неловко оправдывался председатель совета кураторов НОУ «Поиск» перед педагогами во время взрослой конференции. – Министерство очень хотело нам помочь, но по закону не имеет права поддерживать организации, которые проводят мероприятия за деньги. Вступительный взнос на конференцию – 400 рублей. Даже энтузиасты не могут бесплатно напечатать программы, сборники докладов, оплатить командировки гостям и работу над рецензиями детских трудов. Наверное, было бы лучше, если бы министр сам объяснил свою позицию. Тем более что на мой – нечиновничий – взгляд, аудитория заслужила высокого уважения. Региональное министерство посчитало, видимо, иначе, не почтив их вниманием. На следующий день, впрочем, на детской конференции представитель власти был. Точнее, была заместитель заместителя какого-то отдела. – Давайте поможем НОУ «Поиск», которое ведет такую важную для нас работу, аплодисментами! – сказала она в приветствии. Я не понимаю, почему власть способна помочь организации, «которая ведет важную работу» для детей (и для власти тоже!), исключительно хлопками в ладоши? Причем даже не в собственные, а в детские? Так ли мешает закон? Например, Новосибирское управление образования выступает учредителем межрегиональной конференции, основанной 32 года назад научным обществом учащихся «Сибирь», просто принимая затраты на себя, а не перекладывая их на плечи общественников. Соседям удается уважать и закон, и детей, и педагогов. Омск
Комментарии