В последнее время слышатся разговоры о том, что понятие дополнительного образования нужно пересмотреть, ведь то, что для кого-то дополнительное, для другого может быть самым важным… В Московской области считают, что эти разговоры идут не на пустом месте, ведь дополнительное образование вполне можно рассматривать в рамках непрерывного, которое сопровождает человека всю жизнь. Дополнительное образование несет в себе потенциал возможностей для реализации многих жизненных планов человека и помогает развитию компетенций, которые очень трудно развить на обычных уроках. Здесь и умение извлекать информацию и анализировать ее, становиться лидером и работать в команде, пробовать себя и находить решение в нестандартных ситуациях.
Дополнительное образование в Московской области – это более 20 тысяч объединений, в которых занимаются более 400 тысяч детей. И рассматривать всю эту систему можно не только с точки зрения совокупности организаций, среди которых и спортивные школы, и дома творчества, и станции юных техников, но и как систему образовательных программ. Тогда структура дополнительного образования в полной мере продемонстрирует специфику муниципальных образований. Например, там, где наукоград или инновационный территориальный кластер, ищите детский технопарк, там все возможности для реализации программ естественно-научной направленности, не говоря уже о серьезных сетевых образовательных проектах.Если же углубиться в содержание программ, то здесь в Подмосковье максимум свободы. Диапазон весьма широк – от классических спортивных секций до студий мюзикла. Уникальный природный, культурный и исторический потенциал региона играет в создании этого многообразия немаловажную роль.В чем смысл влияния взрослого на жизнь ребенка? Прежде всего в создании условий для раскрытия его способностей: нужно предоставить ребенку возможность попробовать себя в разном качестве, научить сопоставлять свои возможности с реалиями, найти свое место в жизни и помочь стать успешным. Именно поэтому одной из региональных инициатив в Подмосковье является работа с одаренными детьми, мотивированными на свое развитие и продвижение. Уже несколько лет одним из направлений деятельности здесь является развитие научно-технического творчества.Сегодня в 74 образовательных организациях Московской области работает 472 творческих объединения технической направленности, реализующих программы по авиа-, судо- и ракетомоделированию, медиатворчеству, радиоэлектронике и радиоконструированию, робототехнике и многому другому.Особое внимание, конечно, уделяется развитию робототехники. В 2015 году удалось даже выйти на такой высокий уровень, что ряд работ юных робототехников были отобраны для участия в специальной экспозиции на Международном авиакосмическом салоне МАКС.Большое внимание отведено в регионе и выявлению и развитию молодых талантов. Более 20 лет осуществляет свою деятельность областной фестиваль детского и юношеского художественного и технического творчества «Юные таланты Московии», в рамках которого ежегодно проводятся 37 конкурсных мероприятий. В 2016 году в них приняли участие почти 40 тысяч школьников.Действует в Московской области и система стипендиальной поддержки одаренных детей и молодежи: учреждены именная стипендия Губернатора Московской области для детей и подростков, проявивших выдающиеся способности в области науки, искусства и спорта.Дети с ограниченными возможностями не менее талантливы и одаренны, поэтому они тоже активно включаются как в систему дополнительного образования Московской области, так и в конкурсные мероприятия. Например, в областном этапе конкурса изобразительного и декоративно-прикладного искусства для детей с ограниченными возможностями здоровья «Зимняя сказка» приняли участие более 200 школьников с ограниченными возможностями здоровья из 27 муниципальных образований.Московская область выступает и в качестве экспериментальной площадки проекта «Школьный спорт», инициированного губернатором Московской области. В его рамках на сегодняшний день создано более 1 тысячи школьных спортивных клубов, из них в селах – более 300. Сегодня в школьных клубах наиболее популярными являются такие виды спорта, как волейбол, баскетбол, футбол, легкая атлетика, настольный теннис, мини-футбол, лыжные гонки, бадминтон, шахматы, шашки.Начиная с 2014 года Московская область вошла в число 12 территорий, которые реализуют пилотный проект по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Число обучающихся, принявших участие в тестировании, в этом году составило более 100 тысяч человек…Тем не менее в системе дополнительного образования Подмосковья видят перспективные и проблемные направления, которые еще необходимо развивать. Одно из них удалось определить благодаря проведенному мониторингу. Так, на сегодняшний день во многих регионах налицо снижение процента старшеклассников, занятых в дополнительном образовании. В Московской области их только 12,8%. Причин этому молодежь называет много: нет интересующих их и доступных образовательных программ, у кого-то нет информации о том, какие кружки и секции есть рядом… Тем не менее потребность этой возрастной когорты в дополнительном образовании трудно не учитывать, ведь для старшеклассников дополнительные занятия часто становятся способом самореализации и даже выбора профессионального пути. В Подмосковье старшеклассников услышали – дело за конкретными решениями.Внимание, статистика!- Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам в Подмосковье, составляет 93,5%. – Доля детей от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием технической направленности, – 7,9%.- Образовательный процесс в организациях дополнительного образования в Московской области обеспечивают более 16 тысяч педагогических работников.
Комментарии