search
main
0

Талантам надо помогать

Исследовательская деятельность начинается со школьной скамьи

Кто-то кое-где у нас порой еще организует мероприятия для детей, на которые вход взрослым запрещен, и они вынуждены где-то ждать, чем-то заниматься, как-то питаться. Но, когда за дело берутся профессионалы, в итоге остаются довольны все, пользу получают ребята, их родители и сопровождающие педагоги. К числу таких мероприятий относятся, не побоюсь этого слова, все организованные Общероссийской Малой академией наук «Интеллект будущего».

 

Совсем недавно в Подмосковье прошли одновременно XXXVIII Всероссийская конференция учащихся «Юность, наука, культура», XXII Фестиваль наук и искусств «Творческий потенциал России» и педагогический форум «Образовательный потенциал России». Подобные конференции и форумы МАН организует регулярно, в год проходит несколько подобных встреч. Дети привозят свои проекты и рассказывают о результатах своих исследований. Оценивает качество работ профессиональное жюри, в состав которого входят научные сотрудники, опытные педагоги, преподаватели школ и вузов, профессора и академики РАО.

Юные исследователи представили самые разнообразные работы на 12 секциях конференции.

Например, Валерия Долгих, ученица 9‑го класса школы №17 из Краснотурьинска Свердловской области, приехала с проектом «А нужен ли нам санитайзер?». Девочка решила доказать, что обычное мыло ничуть не хуже очищает кожу, чем ставшие популярными в последнее время жидкости для химической дезинфекции рук.

Ученица 10‑го класса воронежской школы №55 Варвара Боева в составе команды защищала проект «Школьные медиа: процесс непрерывной передачи опыта». Здесь, конечно, более важны гуманитарные предметы, а главное – конкретные знания, которыми владеют ребята, и эффективные способы передачи полученных навыков.

Или же проект Веры Ханжонковой, ученицы 8‑го класса школы №20 Старого Оскола Белгородской области: «Волшебный мир геометрии, тре­угольник Рело». Казалось бы, чистая математика! Но на самом деле девочка затронула и историю, и физику, и технику. А в перспективе Вера собирается разработать механизмы с использованием треугольника Рело. По словам Галины Шевченко, ее школьного учителя математики, подобные выезды очень полезны детям и взрослым, потому что помогают вживую пообщаться с людьми из других регионов, набраться опыта на выступлениях, побывать на мастер-классах лучших педагогов страны.

Член жюри секции «Биология и экология» Иван Козарь, учитель биологии школы №3, преподаватель обнинского «Биоквантума», остался доволен увиденным и услышанным на конференции.

– Уровень работ высокий, было много интересных выступлений, – рассказывает он. – Кое-какие работы нас удивили, особенно те, которые были на стыке наук. Например, нам представили работу о возможности захоронения вредных сернистых соединений в капсулах из минеральных веществ. А еще было предложено извлекать полезные вещества из отходов горнодобывающей промышленности.

В интервью «Учительской газете» председатель МАН Лев Ляшко рассказал о том, что в последние годы государство стало активно поддерживать инициативы, направленные на развитие детей. Благодаря президентским грантам удается реализовывать целый ряд проектов: «Интеллектуальное содружество» (учащиеся и педагоги из Луганской и Донецкой народных республик участвуют в конкурсах и конференциях при поддержке Фонда президентских грантов), «Школьные ботаны – будущие Ломоносовы»(проект поддержан Президентским фондом культурных инициатив, в рамках проекта режиссером Еленой Дубровской на киностудии Санкт-Петербурга был создан кинофильм «Школьные ботаны»). А помимо этого появилась возможность регулярно проводить и другие инициативы – фестивали, вебинары, акции и пр.

– За минувшие пять лет мы несколько раз выступали в Российской академии образования, рассказывали о нашем опыте, который был одобрен научным сообществом, – сообщил Лев Юрьевич. – В 2022 году Малая академия наук «Интеллект будущего» стала инновационной площадкой РАО как раз по теме «Формирование метапредметных компетенций учащихся в процессе проектно-исследовательской деятельности в условиях сетевого взаимодействия». Многие наши проекты включены в перечень Минпро­свещения РФ: «Юность, наука, культура», «Шаги в науку», «Научный потенциал-XXI», «Интеллектуальный потенциал России», «Юный исследователь» и т. д.

…Пока дети защищали свои работы, участвовали в командных играх, взрослые участвовали в педагогической экспресс-сессии «Лучшие практики российского образования», знакомились в группах, общались, делились опытом, предлагали идеи. Далее были организованы форсайт-сессия по перспективам развития исследовательской деятельности, конференция, семинары «Педагогика наставничества», «Инновационные площадки», «Навыки будущего» и пр. А вечером состоялись просмотр уже упомянутого фильма и творческая встреча с режиссером Еленой Дубровской.

Каждый участник мог бы сказать: «Фестиваль – это встреча с будущим». Юные исследователи здесь делают первые шаги в науку, а педагоги приобретают опыт. Итоги подвел Алексей Чебаков, педагог из Советска Калининградской области.

– Все очень интересно, насыщенно. Сразу видно, работает профессиональная команда! – констатировал он. – Программа конференции хорошо выстроена как для наставников, так и для учащихся. Все на высоком уровне. МАН держит уровень! Уже второй раз приезжаю и привожу своих талантливых учеников. Точно не в последний! Спасибо вам за этот интенсив науки и творчества.

Вадим МЕЛЕШКО, фото автора

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте