Лидия АНТОНОВА, министр образования правительства Московской области: -Традиционная августовская педагогическая конференция – это важнейшее событие, определяющее пути развития нашего подмосковного образования на ближайший учебный год. Говоря «традиционная», я совсем не имею в виду некую застывшую традицию, ритуал. Как нельзя дважды войти в одну реку, так и наши ежегодные встречи никогда не повторяются – время ставит перед нами все новые и новые задачи. Главной особенностью этого года служит то, что на государственном уровне сформулирована задача коренной модернизации образования, задача, сконцентрированная в трех словах, определивших тему нашей конференции: «Наша новая школа». Внимание президента страны, Правительства Российской Федерации выразилось и в том, что впервые в истории нашей страны наступающий 2010 год посвящен образованию – объявлен Годом учителя.
При этом масштабные задачи, поставленные перед нами, мы должны решать в условиях сложной экономической ситуации.
Но сегодняшние финансовые трудности не просто подталкивают нас к принятию жестких мер, они стали катализатором решений, которые должны были быть приняты давно. Фактически вся наша работа по модернизации подмосковной школы, которую мы вели на протяжении нескольких лет, нацелена на создание системы образования, способной быть мобильной, готовой к переменам. И те решения, которые мы сейчас принимаем по оптимизации сети, по повышению эффективности экономических механизмов функционирования системы, направлены не столько на экономию ресурсов, сколько на организацию нашей деятельности в новых условиях.
Приказом Министерства образования Московской области утвержден Перечень общеобразовательных учреждений – участников апробации Модельной методики с 1 января 2009 года в рамках реализации РКПМО, число участников сохранено на уровне 2008 года – 83 общеобразовательных учреждения.
К основным достоинствам Модельной методики относятся:
Решение задачи привлечения молодых кадров, так как оплата труда за часы учебной нагрузки учебного плана не зависит от стажа педагогической работы, равные трудовые обязанности оплачиваются в равных условиях, исходя из стоимости одного ученико-часа, количества учебных часов, количества обучающихся.
Приоритетность учебной нагрузки. Часть работ, не входящих в круг основных должностных обязанностей и связанных с учебным процессом, входит в оплату труда как оплата за сложность и приоритетность предмета.
Лидирующая роль учителя в образовательном процессе учреждения определяется необходимостью приведения структуры штатного расписания учреждения с учетом соотношения 70 процентов педагогов к 30 процентам остальных штатов.
Квалификационная категория учителя не теряет своей актуальности и оплачивается: высшая квалификационная категория – 15 процентов, первая – 10 процентов, вторая – 5 процентов. Процент считается от всей суммы оплаты труда за учебную нагрузку, участвует во всех других видах оплаты труда.
Планируется доработать имеющуюся Модельную методику, включив в нее все изменения и дополнения, в соответствии с полученными в ходе апробации предложениями муниципальных органов управлений образованием Московской области. Необходимо продолжить дальнейшую апробацию, включая большее количество муниципальных общеобразовательных учреждений.
Проведение мероприятий по оптимизации расходов бюджета Московской области, направляемых на предоставление субвенции на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение образования, позволило:
– сохранить достигнутый уровень заработной платы учителей общеобразовательных учреждений;
– упорядочить введение штатных единиц ряда образовательных учреждений
– сохранить показатель соотношения штатной численности педагогов к непедагогическим работникам и доли фонда оплаты труда учителей в общем фонде оплаты труда работников общеобразовательных учреждений в размере 70 процентов на 30 процентов.
Последовательная реализация муниципальных планов оптимизации позволит обеспечить финансирование общеобразовательного стандарта в пределах выделенных средств бюджета Московской области до конца 2009 года и прогнозируемых расходов на 2010 год.
В 2010-2011 годах мы планируем:
– Продолжить поэтапную работу по оптимизации штатных расписаний ряда образовательных учреждений Московской области (дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других).
– Апробировать нормативное подушевое финансирование государственных образовательных учреждений на основе утвержденных нормативов финансирования стоимости педагогической услуги с последующим переходом на него.
– Принять на муниципальном уровне решение об апробации и в дальнейшем переходе на нормативное подушевое финансирование дошкольных образовательных учреждений на основе рассчитанных и утвержденных нормативов с целью определения межбюджетных трансфертов для муниципальных образований Московской области.
Контроль за своевременным целевым и эффективным использованием бюджетных средств – это не только задача Министерства образования Московской области. Контроль эффективен, когда он осуществляется на всех уровнях – от областного до муниципального.
Бесспорно, нацпроект стал ускорителем системных изменений – инвестиции в образование позволили значительно улучшить и оптимизировать условия организации образовательного процесса, особенно по линии реализации Регионального комплексного проекта модернизации образования.
Министерство образования Московской области планирует разработать стратегию переноса успешных практик модернизации из передовых муниципальных образований по всей территории области, а в январе будущего года на заседании коллегии Министерства образования Московской области будет тщательно проанализирована эффективность использования средств нацпроекта, те результаты, которые были получены в каждом городе, районе.
Успешная реализация ПНПО и КПМО обеспечила Московской области место в группе российских регионов – лидеров, имеющих серьезные заделы и конкурентные преимущества в практической реализации задач национальной образовательной инициативы. Хочу отметить успешную работу коллектива Академии социального управления (ректор – Александр Игоревич Салов). Академия обеспечила успешное выполнение функций областного оператора регионального комплексного проекта модернизации образования
Говоря о реализации нацпроекта, мы не должны забывать и об областной целевой программе развития образования, которая обеспечила мощную поддержку в реализации мероприятий национального проекта. Так, фактически за 2006 – 2008 годы было профинансировано мероприятий программы на общую сумму около двух миллиардов рублей, из них почти 1 миллиард 100 миллионов рублей за счет средств бюджета Московской области, 600 миллионов рублей за счет федерального бюджета и 145 миллионов из бюджетов муниципальных образований.
Эти средства были направлены на обновление содержания и технологий образования, внедрение новых организационно-управленческих и финансово-экономических моделей, подготовку кадров, улучшение материально-технической базы на всех уровнях системы образования Московской области.
Через реализуемые масштабные проекты в систему образования были инвестированы большие средства. И теперь необходимо, чтобы отдача от них ощутимо проявилась в деятельности педагогов Московской области, чтобы наработанный опыт лауреатов национального проекта и лучших классных руководителей был диссеминирован на всю педагогическую общественность.
Сегодня очевидна связь национального проекта «Образование», комплексного проекта модернизации образования с Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», направленной на подъем образования.
Первая задача, которую необходимо решить системе общего образования в рамках образовательной инициативы, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Решению этой задачи должно соответствовать обновленное содержание образования.
Московская область с самого начала активно включилась в апробацию проекта федеральных образовательных стандартов общего образования второго поколения, подготовленных коллективом ученых Российской академии образования.
В апробации участвовали: Министерство образования Московской области, Педагогическая академия последипломного образования, методические объединения заместителей директоров школ Московской области, муниципальные общеобразовательные учреждения.
На основании полученных данных и экспертных оценок участники апробации сделали вывод о том, что федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения дают возможность обеспечить вариативность образования, широко применить деятельностный и компетентностный подходы для полноценного гармоничного развития личности, способной к самореализации в современном обществе. Хочу выразить признательность Николаю Дмитриевичу Никандрову, президенту Российской академии образования, и его коллегам за плодотворное сотрудничество и выразить уверенность в его продолжении.
В рамках деятельности по внедрению стандарта в Московской области ведется работа по различным направлениям, в том числе по созданию условий для индивидуализации обучения старшеклассников. Так, в гимназии №2 Зарайска на протяжении более 7 лет реализуется модель обучения по индивидуальным учебным планам. Каждый подросток имеет возможность вместе с семьей и педагогами выбрать для себя уровень сложности предметной программы, определиться с темпом обучения и объемом программного материала. А в школе полного дня №17 (спортивно-оздоровительной модели) Клина работают спортивные классы-группы – команды олимпийского резерва (с использованием кадров и базы Ледового дворца имени Валерия Харламова). В Подмосковье школ полного дня около 40, из них 23 – региональные экспериментальные площадки. Школа полного дня обеспечивает интеграцию основных общеобразовательных и дополнительных программ, в таких образовательных учреждениях дети программируют возможные направления своей деятельности, имеют возможность работать индивидуально и в группах, в классе.
Таким образом, новая вариативная Школа полного дня становится наиболее привлекательной как модель учреждения, обладающего многоаспектным потенциалом для решения задач, определенных президентом и нашедших отражение в образовательной инициативе «Наша новая школа».
Работа по внедрению стандарта нового поколения в Московской области продолжится и в новом учебном году.
Президент Дмитрий Анатольевич Медведев определил, что одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Самой распространенной формой работы с интеллектуально одаренными детьми и подростками в системе образования является проведение предметных олимпиад школьников. Анализ данных мониторинга проведения предметных олимпиад в Московской области показал, что олимпиадное движение в Подмосковье реально является самым массовым направлением в работе с интеллектуально одаренными детьми и подростками. Так, в 2008-2009 учебном году из общего числа учащихся 9-11-х классов (108 тысяч 218 человек) в муниципальном этапе предметных олимпиад приняли участие более 50 тысяч учащихся. Это означает, что практически каждый второй ученик стал участником олимпиад.
Высший уровень участия в олимпиадах – это участие в составе сборных России в международных олимпиадах, состязание со сверстниками из других стран.
В течение последних лет мы имеем довольно стабильные результаты: завоеваны 6 золотых, 3 серебряные и 1 бронзовая медали по таким предметам, как математика, физика, химия и биология.
В 2008 году 245 юных жителей Подмосковья за успехи в науке, искусстве и спорте стали обладателями премий Президента Российской Федерации. Надеемся, что и в этом году при подведении итогов на федеральном уровне не меньшее число наших школьников будут отмечены этой премией.
За три года в школы Подмосковья пришли 2022 молодых специалиста. Я считаю, что руководителям необходимо внимательнее относиться к молодым кадрам, оказывать им помощь в работе, возродить систему закрепления за молодыми специалистами опытных преподавателей (наставников). В каждом городе или районе должна быть программа или раздел «Молодой учитель» в муниципальной программе развития.
Большую роль в пропаганде учительского мастерства, закреплении молодых педагогов в школе играют проведение конкурса «Педагог года Подмосковья» на муниципальном и областном уровнях, фестивали, слеты педагогического мастерства, педагогическая ассамблея, на которую были приглашены более 1800 лучших учителей и работников дошкольных образовательных учреждений, молодых специалистов 2008 года, студентов высших и средних педагогических образовательных учреждений Московской области. В рамках ассамблеи педагоги провели 250 открытых уроков и мастер-классов в 32 образовательных учреждениях Московской области. В работе V слета приняли участие не только члены клуба «Педагог года Подмосковья», но и лучшие учителя из Ленинградской, Ростовской, Ульяновской, Самарской, Кировской и Воронежской областей.
Комментарии