search
main
0

Талант как экзамен. Сегодняшний педагогический подход требует уходить от шаблонов

Трудно спорить с психологами, которые утверждают, что талант – дело исключительное. И опять же не поспоришь, когда они уверяют, что все дети талантливы. Просто, как поясняют они, важно договориться о понятиях, например, о том, что считать талантом. Но как бы то ни было, если взять за основу позицию, что все дети без исключения одарены тем или иным талантом, то коренным образом меняется и педагогический подход. Он должен быть нацелен на индивидуализацию. Что, собственно, и требуется в рамках новых ФГОС. Возможна ли такая установка в школе? Как выявить талант у ребенка и, главное, выявив его, создать условия для его развития? Кто в большей степени ответственен за поддержку таланта – семья или школа? И самое важное – готовы ли педагоги работать с талантливыми детьми?

В Санкт-Петербурге существует программа по работе с одаренными детьми, и, как сообщила заведующая кафедрой культурологического образования Академии постдипломного педагогического образования (АППО) Любовь Ванюшкина, ей уже достаточно много лет. Реализация программы будет продолжена и в новом учебном году, но, по мнению эксперта, нужно обратить внимание на два важных момента. Прежде всего работа с одаренными, талантливыми детьми не может быть приоритетом какого-то одного социокультурного института. За это не может отвечать, к примеру, только детский сад, школа или родители. Здесь необходимо взаимодействие семьи и школы.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-ПетербургКомментарийАнатолий ШАЛЫТО, заведующий кафедрой технологий программирования Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики:- Работа с одаренными детьми – дело государственное. Наши успехи зависят только от того, будут ли у нас в стране одаренные дети или они уедут. Мы можем с ними заниматься с детского сада, со школы, с института, но главный вопрос – что с ними будет потом? Для кого мы готовим детей? Наш вуз готовит выдающихся программистов, за двадцать лет существования кафедры ребята четыре раза были чемпионами мира и пять раз занимали на чемпионатах мира третьи места. Это действительно цвет нации. Но что дальше? Как сделать так, чтобы они оставались в России? Что им дает страна? Ничего. Ни зарплаты, ни квартиры, ни условий. И получается, что мы дарим мозги другим странам. Это чрезвычайно обидно.Елена ТУНИК, доцент кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, кандидат психологических наук:- Одаренных людей очень мало. Если представить прямую линию, то в ее середине довольно много людей, но чем дальше от середины, тем их все меньше и меньше. Гениев 0,001%, одаренных 2%, способных людей 15%. Впрочем, все это относительно, поскольку нужно договориться о том, что такое одаренность. Если говорить о том, кто одареннее – мальчики или девочки, то во всех областях их одаренность по средним показателям равна. Но есть показатель разброса индивидуальных данных относительно среднего. Этот показатель выше у мужчин, поэтому одаренные люди и гении – это мальчики. Девочек там почти нет. Вся мировая история это подтверждает. Хотя по показателям умственной отсталости мальчики тоже лидируют. Коррелируют ли все виды одаренности? Значит ли, что умный человек обязательно творческий человек? Значит ли, что лидер обязательно умный человек? Ответ – нет. Умный человек не значит лидер, это совсем другие способности. Просто у лидера социальная или практическая одаренность выше, чем у других людей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте