Ирина КАЧАНОВА, руководитель экспериментальной площадки на базе детского сада № 26: – Мое знакомство с детским садиком №26 состоялось весной 2004 года, когда меня пригласили на весенний фольклорный праздник.
С первой минуты присутствия на празднике я влюбилась в этот детский сад. Хотя, работая в Центре имени Запорожца, знала многое о большом количестве детских садов, пожалуй, в этом я впервые увидела профессионально грамотный и с точки зрения подобранного фольклорного материала, и с точки зрения преподнесения данного материала, такой эмоционально насыщенный, захватывающий и детей, и взрослых фольклорный праздник, который и должен проводиться для знакомства детей-дошкольников с народной культурой.
Совершенно очевидно, что сделать праздник праздником могут только высококвалифицированные специалисты, сами хорошо владеющие обширным материалом, а кроме того, талантливые педагоги, очень тонко чувствующие детей, хорошо знающие и понимающие их интересы, потребности, желания. Именно такими и оказались авторы и ведущие фольклорного праздника – фольклорист Людмила Александровна Букреева и Илья Владимирович Сафрошин, концертмейстер, виртуозно владеющий гармошкой и баяном, аспирант института культуры. Я сразу поняла, что это люди необычайно интересные и увлеченные своим делом, педагоги, которые день за днем погружают детей (играя и шутя!) в такие глубины народной культуры, которые не знакомы и многим взрослым.
Но еще больше я удивилась, когда узнала, что такие праздники не что-то особенное в этом детском саду. На таком высоком уровне ежедневно проходят все занятия в течение всего учебного года. Праздники лишь подчеркивают, акцентируют внимание детей на особенно важных моментах, связанных с тем, что должно остаться у них в памяти на долгие годы.
После праздника меня познакомили с руководителями данного образовательного учреждения – Маргаритой Андреевной Селис.
Маргарита Андреевна Селис принадлежит к числу удивительных людей, знакомство с которыми оставляет след на всю жизнь. Доброта и открытость, скромность, даже какая-то детскость сочетаются в ней с огромным опытом и глубокими знаниями. Маргарита Андреевна умеет найти подход и установить особые доверительные, дружеские отношения с каждым – и со взрослым, и с ребенком.
Внешне спокойная и невозмутимая, Маргарита Андреевна болеет душой и сердцем за каждого педагога, за каждого ребенка, за каждую семью. Уверенность, надежность, защищенность, идущие от Маргариты Андреевны, передаются каждому, кто находится рядом с ней.
Благодаря усилиям Маргариты Андреевны и ее постоянному, на протяжении многих лет, стремлению вперед детский сад стремительно развивается. Маргарите Андреевне удалось постепенно (в течение 15 лет) создать уникальный коллектив единомышленников инновационного типа, владеющих современным подходом к воспитанию; коллектив людей, не просто имеющих профессиональное образование, но профессионалов по существу, четко представляющих, что включает в себя понятие «педагогическая поддержка», и на деле осуществляющих именно педагогическую поддержку развития каждого ребенка.
Маргарите Андреевне удалось превратить детский сад в дом, в котором все, и взрослые, и дети, чувствуют себя как дома, хорошо и уютно. Каждый педагог детского сада – единомышленник Маргариты Андреевны, которому дана возможность раскрыть свои таланты, а затем гордиться собой. Такое доверие рождает стремление двигаться вперед, оправдать надежды Маргариты Андреевны. Дети видят в ней взрослого друга, с которым чувствуешь себя спокойно и уверенно, с которым можно поговорить, пожаловаться, от которого можно узнать много интересного. И поэтому дети нехотя уходят из детского сада по вечерам, а уходя в школу, возвращаются вновь в детский сад сначала на праздники, а затем, повзрослев, приводят в любимый детский сад своих детей.
В настоящее время ДОУ №26 стал городской экспериментальной площадкой центра «Дошкольное детство» им.А.В.Запорожца. В этом учреждении разрабатывается одна из актуальных проблем дошкольного образования – формирование и развитие системы детской деятельности на основе приобщения дошкольников к истокам традиционной отечественной культуры в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.
Лично для меня нет ничего удивительного, что этот детский сад стал победителем в конкурсе «Детский сад будущего».Открытие на базе детского сада консультативного пункта, лекотеки и Центра игровой поддержки подтолкнуло Маргариту Андреевну и весь педагогический коллектив к идее создания дошкольного образовательного учреждения принципиально нового типа, объединяющего то лучшее, что было в практике дошкольного образования, в сочетании с новыми формами. И в результате родился проект по созданию такого учреждения.
Маргарита Андреевна Селис уже на протяжении многих лет создает учреждение, отличительной чертой которого стала индивидуальная философия образовательной деятельности. Но заявленная в конкурсе «Детский сад будущего» модель инновационного дошкольного учреждения была сформулирована более четко и заслуженно оценена. По-другому и быть не могло, ведь все то, о чем мечтала Маргарита Андреевна многие годы, к чему стремилась, изо дня в день создавая в своем учреждении, стало реальностью. А мечта Маргариты Андреевны – помочь каждому ребенку, каждой семье, обратившейся в детский сад, воспитать детей-патриотов в особой среде, на основе традиционной отечественной культуры, среде, способствующей росту самооценки, самоуважения, уважения к сверстникам, педагогам, развитию детского потенциала путем включения в активную разнообразную деятельность, предоставления права выбора деятельности в зависимости от склонностей и потребностей.
Заявленная модель дошкольного образовательного учреждения принципиально нового типа в структурном отношении включает такие подразделения, как собственно детский сад, имеющий возрастные группы, интегрированные группы (в таких группах могут находиться дети и c различными проблемами развития), группы для одаренных детей, группы кратковременного пребывания; логопункт; лекотеку, Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР) и Школу игры для родителей; Педагогическую гостиную для родителей.
Образовательно-воспитательное пространство детского сада №26 – это повседневная, динамичная, увлекательная, творческая деятельность, организуемая педагогами учреждения. Она строится таким образом, чтобы реально проявилось уважение к личности юного человека, учитывались его интересы и мнение, предоставлялась свобода выбора своей творческой деятельности. Это пространство, где приоритетность знаний, интересы ребенка, любовь, уважение к нему стали главным двигателем диалога между взрослым и ребенком.
Комментарии