Что больше всего может напугать человека? Правильно! Неизвестность. Что более всего влияет на формирование отрицательного отношения общества к ЕГЭ? Все та же неизвестность. А сами педагоги имеют ли верное представление о ЕГЭ?
В Иркутской области реализуется программа «Пять шагов к качеству образования». В рамках этой программы проводится академический десант с целью оказания учителям методической помощи в организации работы по подготовке выпускников к ЕГЭ. Для выявления затруднений было проведено анкетирование учителей. Анкета включала 25 вопросов. Все вопросы анкеты можно разделить на пять групп, выявляющих понимание открытой нормативной базы ЕГЭ.Результаты проведенного анкетирования можно признать удивительными. У большинства учителей не сложилось четкое и правильное представление о структуре КИМов, о системе оценивания экзаменационной работы в целом и отдельных заданий в частности, об инструментах, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ, о структуре нормативных документов, определяющих содержание контрольных измерительных материалов. Все это в совокупности делает невозможным выработку оптимальной стратегии сдачи экзамена для обучающихся с разным уровнем подготовки, что сказывается на результативности экзамена. Без этих знаний учитель не в состоянии выполнять роль тьютора в подготовке к экзамену, то есть не может направлять самостоятельную работу обучающегося для получения наилучшего для него результата.Таким образом, возникла необходимость корректировки программ ПК. Суть корректировок в осознании того факта, что ЕГЭ состоит из трех важных компонентов:1. Содержательная часть.2. Умение заполнить бланки ответов.3. Умение распределить время на выполнение заданий и заполнение бланков ответов.Содержательная подготовка к экзамену, как к любому испытанию с высокими ставками, требует системности и основательности. Предлагается использовать для систематизации подготовки личную «дорожную карту», составленную на основе спецификации и кодификатора. Стратегия подготовки к экзамену во многом зависит от притязаний выпускника, которые могут получить реальные горизонты с помощью таблицы шкалирования результатов ЕГЭ.Умение правильно заполнить бланки ответов является такой же неотъемлемой частью экзамена, как и содержательная подготовка. Для того чтобы правильно заполнить бланки ответов, необходимо точно ответить на следующие вопросы:1) Что я должен взять с собой на экзамен? (Спецификация.)2) Как я должен вписывать в бланки мои ответы? (Демонстрационный вариант.)3) Как я должен правильно оформлять развернутые ответы? (Критерии оценки заданий в демоварианте.)Как и любое другое испытание, ЕГЭ является ограниченным во времени. Иногда кажется, что времени много. Но это неверно! На экзамене время течет быстрее. Поэтому необходимо воспитать в себе чувство времени, что возможно, только если тренировки будут «с часами на столе».И конечно, все это будет работать только с помощью учителя, который становится тьютором, направляющим самостоятельную работу выпускника. Тогда главным является не процесс, а результат подготовки к ЕГЭ, который, как известно, возникает при наличии целенаправленной работы ученика.Виктор ДОНСКОЙ, председатель предметной комиссии Иркутской области по физике
Комментарии