search
main
0

Такие же, как мы, только с ограниченными возможностями. Можно ли свести к минимуму эти ограничения?

По закону все дети должны учиться в школах, но как учиться в обычных образовательных учреждениях тем, кому подчас даже трудно выйти из дома, как попасть в школу инвалидам-опорникам, если у семьи нет машины, как войти в школьное здание, если у входа нет пандуса, а в здании не только отсутствует лифт, но нет даже коридоров, по которым спокойно может проехать инвалидная коляска? Конечно, есть система надомного обучения, но не всегда находятся те, кто может работать с ребенком-инвалидом, для этого нужны не только знания и умения, но и особый психологический настрой.

Чаще всего дети-инвалиды получают возможность учиться в школах-интернатах, но там они постоянно находятся в среде таких же бедолаг, как они сами, что оптимизма у них не прибавляет. Но главное не в этом – они не могут в таких условиях научиться адаптироваться к жизни в обществе здоровых людей. Десяток лет назад мы узнали, что дети-инвалиды за рубежом учатся в самых обычных школах, в классах со здоровыми детьми и те не отторгают своих сверстников. Как признают психологи, такая ситуация больше нужна самим здоровым детям: они учатся быть терпимыми, внимательными, великодушными. Однако хотя сегодня в российских школах-новостройках уже появляются пандусы, специальные подъемники, туалеты, таких примеров до обидного мало.

Но зато принципиально меняются условия для обучения детей-инвалидов на дому. Тут, конечно, лидирует Москва со своим экономическим и педагогическим потенциалом, высоким уровнем развития информационных технологий в образовании. Кстати, созданный ныне столичный центр образования «Технологии обучения» возник именно для дистанционного образования детей-инвалидов. 750 человек получили ноутбуки плюс все необходимое оборудование и стали учиться каждый у себя дома, общаясь в виртуальном пространстве не только с педагогами, но и со сверстниками. Сегодня в компьютерной школе учится больше тысячи учеников, а те, кто закончил обучение, поступили в вузы. Например, Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана ведет обучение молодых людей, лишенных слуха, а Московский городской психолого-педагогический университет на факультете информационных технологий обучает инвалидов-опорников, что очень важно, ведь владение этими технологиями открывает для них широкий спектр самых разных вариантов трудоустройства. Сегодня студенты-инвалиды, выпускники МГППУ – прекрасные веб-дизайнеры и программисты. Не случайно этой работой занимается именно психолого-педагогический вуз: инвалидам нужна специальная поддержка, которую могут оказать, пожалуй, только высококвалифицированные психологи.

Московский колледж №14 занялся дистанционным обучением учащихся школ-интернатов по мультимедийным технологиям, а его коллектив адаптирует для дистанционного обучения различные профессиональные курсы. Сегодня колледж стремится создать экспериментальную площадку по направлению «Дистанционное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья» и решить такие экспериментальные задачи, как адаптация и апробация модели дистанционного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, очно-заочная форма обучения, подготовка специальных методических материалов.

Опыт колледжа свидетельствует о том, что такая образовательная услуга востребована и позволяет широкому круг учащихся освоить ту или иную специальность. Замечу, что разработки в сфере дистанционного обучения вызвали большой интерес у директоров школ-интернатов. Они понимают, что, скажем, слабослышащему человеку трудно работать в большом коллективе, однако он может работать на дому, в какой-то малой фирме, может проявить свою бизнес-инициативу и жить достойно. Еще в советские времена глухие люди успешно занимались фотоработами, сама жизнь подсказала им эту сферу деятельности. Для дистанционной формы чрезвычайно актуальны и такие профессии, как веб-дизайн, сайтостроение, программирование, моделирование, компьютерная верстка. При этом речь идет не только о перспективах для инвалидов, но и для общества в целом: получившие специальность глухие люди могут вести нормальную жизнь и приносить пользу обществу. Институт коррекционной педагогики и Научно-исследовательский институт развития профессионального образования Москвы вкупе с образовательными учреждениями столицы уже думают, во-первых, о подготовке педагогов, которые должны будут заниматься с глухими детьми, а во-вторых, об электронной учебно-методической базе, необходимой для их обучения.

Формы и методы дистанционного обучения детей-инвалидов оказываются востребованы и в работе с другими категориями школьников. Замечу, что в 2006 году центр образования «Технологии обучения» выиграл в консорциуме с МЭСИ и австрийской фирмой BitMedia конкурс Всемирного банка и Министерства образования и науки РФ на создание системы интернет-образования на профильном уровне для 10-11-х классов, уже идет подготовка материалов по 14 предметам, и в рамках этого проекта скоро начнется обучение старшеклассников в двух регионах – Хабаровском и Красноярском краях, которые захотели провести такой эксперимент. Таким образом, дети-инвалиды прокладывают путь к качественному образованию для своих здоровых сверстников. Это несколько неожиданно, но объяснимо.

Остается ожидать, что в конце концов состоится так ожидаемая всеми интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в обычные школы и опыт России по работе с ними будет широко востребован в мире, обогащая педагогические системы разных стран.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте