search
main
0

Такие разные и такие похожие. Американское и российское школьное образование во многом близки

По окончании семинара Патриция Альбьерг Грэм побеседовала с корреспондентом «Учительской газеты» и провела параллели между американским и российским образованием. Выяснилось, что, несмотря на все национальные различия, у наших образовательных систем хватает общих проблем и вопросов.

– Американское образование – уникальная и самостоятельно сформировавшаяся система или она все-таки испытывала влияния извне?- Думаю, ни одна образовательная система не может похвастать отсутствием влияний извне. Особенно если речь идет о такой многонациональной стране, как Америка. Приведу простой и, на мой взгляд, интересный пример. Взглянем на традиционный американский школьный обед. Когда-то в угоду колониальному прошлому он состоял из чисто британских блюд. Сегодня в школах США Америки подают еду не одной этнической группы: это и итальянская пицца, и традиционная китайская еда, даже борщ. Так что хотя бы на этом примере видно, как на нашу образовательную систему влияют многие культуры, и это большой плюс.- А есть ли что-то, что, на ваш взгляд, роднит американскую и российскую системы среднего образования?- Полагаю, что и вашей, и нашей средней школе свойственна, как, впрочем, и школам других стран, такая ситуация, когда школьники из более обеспеченных семей в основном имеют больше возможностей для получения знаний.Если говорить о сходствах в управленческом аспекте, то здесь стоит упомянуть о подушевом финансировании. В этой связи наши государственные школы ощущают на себе влияние так называемых чартерных школ. Это новая форма средних учебных заведений в нашей стране, большинству из них не более 15-20 лет, а новое всегда привлекает. В них часто работают хорошие молодые специалисты, которые не всегда могут найти место в других школах в силу небольшого опыта. Как видите, у нас тоже есть проблемы с молодыми кадрами. И родители хотят, чтобы ребенок обучался именно у таких молодых продвинутых педагогов с новыми идеями. Они отправляют своих детей в чартерные школы, но тем самым уводят деньги из государственных.- А в чем основные различия наших систем образования? – Начать можно хотя бы с того, что у нас долгое время сохранялась весьма слабая федеральная система контроля над тем, что происходит в школах, не было центрального ведомства, которое бы отвечало за эти вопросы. Оно появилось лишь в 1980 году.Финансирование школ у нас до сих пор производится лишь на уровне местных бюджетов, в основном за счет средств, получаемых в виде налога на собственность. Из федерального бюджета выделяется менее 10% средств.Если же говорить об отличиях самих школ, то, думаю, у вас гораздо выше их дифференциация. Среди государственных средних учебных заведений у вас есть школы, лицеи, гимназии – у нас строгое деление лишь на государственные и частные. 89% учащихся посещают государственные школы, остальные 11% – частные и так называемые римско-католические школы. – Сама профессия школьного педагога сегодня популярна в США?- Что вы, конечно, нет! Складывается даже такая ситуация, когда успешных студентов в университете упорно отговаривают, если они заявляют о желании идти в школу. Это считается бессмысленной тратой времени. Так что у нас очень мало педагогов, которые окончили престижные вузы. Считается, что если ты одаренный ученик, можешь идти в статусный вуз; если у тебя меньше амбиций, знаний и возможностей, можно попробовать себя в учебном заведении с педагогическим уклоном. Были времена, когда «стать учителем» значило «выбиться в люди», но это далеко в прошлом.- У нас в стране принято мечтать о высшем образовании за границей. А американские дети и их родители рассматривают такой вариант?- Естественно, многие обеспеченные родители хотят, чтобы их ребенок не просто продолжил образование, но и поступил в самый лучший университет. В первую очередь большинство все-таки рассматривает американские учебные заведения. Когда ребенок уже поступил в желанный университет, они начинают подумывать о том, чтобы отправить его за границу, чаще всего в Европу. Пока эти желания еще не оформились во что-то конкретное, они могут звучать даже забавно: «Мой ребенок учит французский, почему бы ему не поехать во Францию? Или в Великобританию, ведь мы говорим на одном языке?» Думаю, мечтаем мы тоже одинаково, правда? Но если серьезно, то обычно о заграничном образовании думают как о дополнительном, как об инструменте шлифовки знаний, полученных в университете. Обычно это уже не академический курс в чистом виде, и за год за рубежом можно выложить приличную сумму. Так что мы опять возвращаемся к возможностям немногочисленной прослойки населения, которая может себе это позволить.- А есть ли в Америке те, кто мечтает поехать учиться в Россию?- У нас вообще не так много образовательных учреждений, где можно выучить русский язык. Но если ребенок проявляет интерес к русской истории или искусству, хочет заниматься балетом, то, конечно, придется приложить усилия и выучить язык страны, где ему могут дать полноценное образование в этой области. Так, мой муж приезжал на год в Россию, потому что он изучает историю науки вашей страны. И здесь он занимался уже исследовательской работой, имея высшее образование, полученное у себя на родине. Так что в вопросе образования за рубежом у нас обычно используется именно такая модель.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте