Развивать у учеников способность к научно-познавательной деятельности помогает педагогу использование различного рода алгоритмов в выполнении заданий.
Как запоминать определения понятий, терминов и закономерностей:
1. Прочитайте определение в учебнике, а затем в рабочей тетради.
2. Определите смысловое значение данного понятия.
3. Подчеркните ключевые слова.
4. Запишите определение в терминологический словарь.
5. Прочитайте записанное и проговорите вслух.
6. Изобразите данное понятие условным сигналом, схемой и др., сравните с записью и блоком информации.
7. Прочтите изображение.
8. Повторите два раза весь цикл.
Как работать с новым учебным текстом:
1. Прочтите текст, определите его значимость.
2. Запишите его название.
3. Отметьте в тексте основные смысловые разделы.
4. Запишите название для каждого из разделов текста в тетрадь карандашом.
5. Соотнесите последовательность наименований плана с логической выдержанностью знания тем прошлого опыта.
6. Скорректированный план запишите ручкой в тетрадь – это и есть план текста.
7. Пользуясь планом, составьте конспект, схему, таблицу или блок кодированной информации в зависимости от задания:
а) Как составить конспект:
– прочитайте текст учебника;
– запишите в тетради тему конспекта;
– определите в тексте главное содержание, основные идеи, понятия, закономерности, формулы и т.д.
– выделите взаимосвязи;
– основное содержание каждого смыслового компонента законспектируйте в виде кодированной информации после наименования темы в тетради;
– прочтите еще раз текст и проверьте полноту выписанных идей;
– сформулируйте не менее трех вопросов разного уровня сложности, запишите вопросы в тетрадь;
– каждому вопросу определите значок степени сложности и найдите возможный ответ.
б) Как составить опорный конспект по циклу уроков тем, изучающих классы органических соединений курса химии:
– внимательно прочитайте материал учебника и лекцию по характеристике изучаемого класса органических соединений;
– определите основные смысловые части учебной информации по плану общей схемы;
– определите центральную часть О.К., т.е. его “ассоциативный узел” в виде систематического класса и его особенностей;
– вокруг “ассоциативного узла” О.К. расположите кодированную информацию в виде структурных элементов блока, в соответствии с логикой изложения;
– проговорите характеристику класса соединений по О.К. и установите взаимосвязь каждого блока;
– оформите О.К. на карточке.
в) Как составить схему:
– прочитайте текст, запишите его название;
– определите основные смысловые разделы, дайте им название;
– соотнесите название с опорным сигналом или возможным сокращением, отметьте в тетради после темы;
– проведите от названия текста стрелки смысловой взаимосвязи к каждому структурному элементу схемы;
– дополните схему примерами.
Как составить реферат:
– выпишите название реферативной работы;
– подберите литературу по теме реферата;
– запишите проблемы, затруднения данной темы;
– запишите решения проблем, предлагаемые в учебных источниках;
– проведите системный анализ этих проблем и предложите свои решения;
– запишите автора и название источника дополнительной литературы (год, номер страницы).
Как решать химическую задачу:
– внимательно прочитайте текст задачи, стараясь понять ее сущность (структуру);
– выполните химическую часть задачи:
* запишите условие задачи, используя общепринятые обозначения величин m, v, p;
* произведите запись вспомогательных величин согласно условию задачи.
– выполните математическую часть задачи:
* подберите наиболее рациональный способ решения;
* проведите необходимые расчеты;
* запишите ответ;
* проведите проверку (анализ) решения.
Наталья БОЯРИНЦЕВА,
учитель химии
средней школы N 52
Киров
Комментарии