Такая вот история…
Почти шесть лет прошло с сентября 90-го, когда в “Учительской” впервые появилась полоса “Альтернатива”. Ее девизом стали слова озорного босоногого мальчишки в соломенной шляпе, меткие словечки Гекльберри Финна: “Я не позволю, чтобы хождение в школу мешало моему образованию”
Письмо
Вот одно из первых писем, опубликованных в “Альтернативе” 90-го года.
“Мой стаж – 18 лет: учитель английского языка, организатор внеклассной работы. В последние три года заведую райметодкабинетом. А теперь еще и предприниматель, каким ни странным покажется такое дополнение.
Уже давно мечтала о создании своей школы, чтобы обьединить в ней нетрадиционно мыслящих учителей, создать разноуровневые классы с небольшой наполняемостью.
29 сентября попытались открыть кооператив “Репетитор”. Через месяц убедились: это не для нас, налоги сьели весь наш заработок. Тогда решили попробовать другую форму – малое предприятие.
И вот с декабря начала работать наша фирма “Обучение”. По сути – воскресная школа. К нам приходят учиться по выходным дням 500 детей.
Чем занимаемся? Во-первых, готовим к школе малышей пяти-шести лет: чтение, письмо, арифметика. Учимся и играем. С четырех-пяти лет обучаем английскому. Для детей пяти-восьми лет предлагаем логопедический курс. Ученикам 1-11-х классов помогаем ликвидировать пробелы или углубить знания по любому предмету. Для старшеклассников – подготовка к вступительным экзаменам в вузы.
Ребята занимаются в группах по пять-восемь человек. Существуем не только на родительские деньги. Проводим методические семинары для учителей города и края, продаем пакет материалов: “Кооперативная частная школа”. Зарабатываем средства для того, чтобы открыть дневную частную школу.
У меня есть предложение: провести встречу организаторов альтернативных школ. Может быть, соберемся у нас в Новороссийске?”
Предложение Татьяны Аветовны Меркуловой, автора письма, поддержали многие читатели. На ее письмо пришло огромное количество откликов, и встреча организаторов частных школ состоялась в Москве в марте 1991 года.
Несколько лет спустя особенно интересно просматривать материалы “Альтернативы” того периода, когда рождались дерзкие идеи, появлялись на свет первые частные школы.
“С каким багажом собираются в Москву участники встречи? Многие из них – директора, завучи, преподаватели обычной государственной школы, предполагающие со временем открыть на ее базе школу негосударственную. Одних при этом больше интересует национальная модель частной школы, другие подумывают об учебном заведении, которое принадлежало бы конкретному предприятию.
А вот Наталья Кононюк – директор уже существующего колледжа, который действует на правах товарищества с ограниченной ответственностью. Андрей Хуторской ведет занятия в воскресной поселковой школе, которая, возможно, станет прообразом полноценной частной. По принципу малого предприятия работают школы Татьяны Меркуловой и Льва Иванова”.
Сегодня названные в заметке люди известны многим. Андрей Хуторской руководит авторской Школой свободного развития в подмосковной Черноголовке. Наталья Кононюк – директор частного Обнинского колледжа. Татьяна Меркулова возглавляет “Частную гимназию # 1” в Новороссийске.
В марте 91-го, в день встречи организаторов частных школ, в “Учительскую газету” пришло столько народу, сколько ни редакционный конференц-зал, ни все вместе взятые коридоры и комнаты вместить просто не смогли. Подводя итоги этой акции “УГ”, Владимир Жуков писал: “…когда в редакцию позвонили, что от гостиницы, припозднившись, отошел еще “Икарус”, тоже с участниками встречи, мы, ее организаторы, испытали чувство, близкое к отчаянию.
Избавление, как это часто бывает, пришло неожиданно – в лице российского Минпроса. Там, к счастью, оказался свободным конференц-зал, и необычная процессия двинулась в путь – на Чистопрудный бульвар, 6″.
Пожалуй, именно это событие явилось точкой отсчета общественного движения тех, кого и в столицах, и в глубинке все еще шепотом называли “частниками”. Встреча обьединила и окрылила их. Вместе им было легче двигаться по непроторенному пути. Идти рука об руку и в то же время порознь, ведь каждой задуманной школе предназначалась своя судьба…
Судьба
Фирма “Обучение”, которую возглавляет Меркулова, состоит из гимназии и воскресной школы. О последней Татьяна Аветовна рассказывала шесть лет назад в своем письме, появившемся в “Альтернативе” в 90-м году.
Началось все именно с воскресной школы. Когда подошел к концу первый год работы, пришли к Татьяне Аветовне четырнадцать встревоженных и раздосадованных родителей.
– Куда же нам теперь детей отдавать?
Действительно, куда? В свои пять-шесть лет дети бегло читали, умели писать, решали сложные математические задачи, говорили по-английски. В любой общеобразовательной школе им пришлось бы год скучать, смотреть в окошко и дожидаться, пока сверстники освоят программу первого класса. Известно, чем кончается такое ожидание. Но в этой истории все кончилось открытием частной гимназии. В ней стали учиться два первых класса. Один по обычной программе, но с опережением на год, другой по углубленной (к основному английскому добавился второй язык – немецкий, французский, испанский – по выбору, этикет, греческая мифология, история религии, хореография; по музыке, ИЗО, МХК, литературе, истории – интегрированные курсы).
В 89-м году в гимназии учились 28 человек. Сейчас гимназия Меркуловой – одна из самых крупных частных школ России по количеству учеников. Теперь их – 427. Больше ста человек учатся бесплатно. Такое право по решению администрации получают отличники, сироты, а также дети учителей, врачей и творческой интеллигенции.
Гимназия славится в городе прежде всего своими учителями. Желающих поступить туда очень много. Конкурс достигает 20 человек на место. Татьяна Аветовна – учитель английского языка и, кроме того, в прошлом методист, хорошо знала лучших учителей города. Многие из них пришли работать в гимназию и стали ядром преподавательского состава.
Индивидуальный учебный план гимназии составлен на основе базисного с учетом интересов учеников и реальных потребностей портового города. Иностранные языки изучаются углубленно с 1-го класса. Основной иностранный язык – английский. Второй язык по выбору – французский или немецкий. В 10-11-х классах на уроках английского предусмотрено разделение преподавания на устную речь (2 часа в неделю) и аналитическое чтение (включая грамматику – 3 часа в неделю).
Факультативно можно выучить и третий – итальянский язык. Есть дополнительные предметы: античная мифология, история религии, мировая художественная культура, этикет, хореография. А после уроков к услугам гимназистов – изостудия, театр кукол, хор, вокальный ансамбль “Кантилена”, ансамбль народных инструментов “Казачок” и музыкальная студия, где можно научиться играть на гитаре и фортепиано.
Из 50 учителей гимназии 32 работают по авторским экспериментальным программам. Они обсуждаются творческими лабораториями гимназии, утверждаются на заседании методического совета и на заключительном этапе экспертируются в Краснодарском краевом управлении образования.
У новороссийской гимназии несколько выпусков. Она аккредитована, и ее ученики сдают экзамены в родных стенах, получая документы об окончании НОУ государственного образца. Прошлогодняя аттестация, которую проводило Краснодарское краевое управление образования, показала очень хорошие результаты. Гимназия аттестована как соответствующая повышенному уровню образования по английскому языку. Это общее достижение учителей, учеников и родителей, их общий успех. Все они – одна большая дружная семья.
А недавно в гимназии произошло еще одно радостное событие. 1 марта президент подписал Указ за номером 312, по которому педагогам разных регионов было присвоено звание “Заслуженный учитель Российской Федерации”. Такое высокое звание получила и директор частной новороссийской гимназии # 1 Татьяна Аветовна Меркулова.
“Альтернатива” от всей души поздравляет своего первого автора и постоянного читателя.
Ольга КУТАСОВА
Новороссийск,
Краснодарский край
Не скоро дума думается
Не скоро дума думается
Негосударственные школы нуждаются в серьезном внимании со стороны государства, федеральных и региональных органов управления образованием
В марте министр образования Евгений Ткаченко поставил свою подпись под документом, который явился итогом коллегии Министерства образования России “О мерах по поддержке негосударственных общеобразовательных учреждений”.
Коллегия состоялась 24 января (см. выпуск “Альтернативы” в “УГ” # 6 за 1996 год), и российским НОУ пришлось довольно долго ждать ее решения. В министерстве такую неспешность обьяснили исключительной важностью готовящегося документа: решение коллегии должно стать программой действий для управленцев и ученых на ближайшее время и весь 1996 год, а для самих НОУ – гарантом поддержки их развития.
Теперь, когда “решение” перестало быть проектом, представители негосударственного образования могут наконец познакомиться с его основными положениями.
Процесс становления сети негосударственных общеобразовательных учреждений сложен и противоречив. И все-таки государственная статистика показывает, что в России наблюдается устойчивая тенденция роста негосударственных общеобразовательных учреждений различных видов.
Важным фактором деятельности негосударственных учреждений по обновлению содержания является не только разработка и внедрение новых образовательных программ, но и выпуск новых учебников, методических и наглядных пособий к различным учебным курсам.
Таким образом, сегодня негосударственные общеобразовательные учреждения в России – это прежде всего учреждения, разрабатывающие и апробирующие новые модели образовательных учреждений, практикующие личностно-ориентированную модель образования. Их деятельность важна для государственной системы образования и способна задавать “зону ближайшего развития” для массовой общеобразовательной школы.
Дальнейшему развитию сети негосударственных общеобразовательных учреждений мешают проблемы, не решенные Законом РФ “Об образовании” (1992 г.). Это – отсутствие механизмов государственного нормативного финансирования, аттестации и аккредитации, проблема аренды помещений и учебно-лабораторных площадей.
Совершенно очевидно, что негосударственные школы нуждаются в серьезном внимании со стороны государства, федеральных и региональных органов управления образованием.
Подписанный Президентом Российской Федерации 13 января 1996 года Федеральный закон предусмотрел равные возможности существования аккредитованных государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений. Он сохранил позицию, гарантирующую гражданину возмещение затрат на обучение в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, а также общедоступность получения образования в образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм. Учитывая специфику негосударственных образовательных учреждений, в закон введена новая статья 11-1 – негосударственные образовательные организации.
Особое внимание уделено аттестации образовательных учреждений. Теперь первая аттестация вновь созданных учреждений может проводиться поэтапно по ступеням общего образования, что дает возможность негосударственной школе получить аккредитацию, реализуя только одну из образовательных программ.
В целях дальнейшего развития негосударственных образовательных учреждений в системе образования России коллегия постановляет:
… 4.2. Совместно с Управлением педагогического образования (М.Н.Костикова) рекомендовать институтам переподготовки и повышения квалификации организовать целевые курсы для руководителей и работников негосударственных общеобразовательных учреждений.
… 4.4. Подготовить до 1 июня 1996 года предложения по составу и проект положения о научно-методическом совете по проблемам негосударственных общеобразовательных учреждений.
4.5. Провести совместно с Российской академией образования (А.В.Петровский) научно-практическую конференцию по обсуждению концепции развития негосударственных образовательных учреждений в системе образования России (декабрь 1996 г.).
5. Рекомендовать органам управления образованием субьектов Российской Федерации:
5.1. Принять меры, направленные на дальнейшее развитие сети негосударственных общеобразовательных учреждений, поддержание негосударственных общеобразовательных учреждений, разрабатывающих новые образовательные модели, методики, программы, учебные пособия, способствующие перспективному развитию государственных образовательных учреждений.
5.2. Провести аналитическую работу по выявлению особенностей, места и роли негосударственных общеобразовательных учреждений в региональных программах развития образования.
5.3. Совместно с администрацией регионов рассмотреть вопрос о возможности льготной аренды и взимания льготной платы за коммунальные услуги для негосударственных общеобразовательных учреждений, прошедших государственную аккредитацию.
Комментарии